ГБОУ СПО (ССУЗ)

МИАССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Рабочая тетрадь по первой медицинской помощи

(Ф.И.О. полностью)

(специальность: лечебное дело, сестринское дело и т.д)

Проверила ___________________________

Пояснительная записка

Диапазон самых различных внезапных заболеваний и несчастных случаев велик и охватывает практически все отрасли клинической медицины. От умения правильно и своевременно оказать первую медицинскую помощь нередко зависят жизнь, здоровья и успех всего дальнейшего лечения больного человека. Любой медицинский работник неизбежно сталкивается с ситуациями, когда возникает необходимость в оказании такой помощи.

Оказание первой медицинской помощи – прямой гражданский и человеческий долг каждого медицинского работника независимо от его специальности.

Студент должен уметь:

- Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ожогах, отморожениях;

Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях на профилактических приемах;

Проводить сердечно – легочную реанимацию.

Студент должен знать:

Основные принципы оказания первой медицинской помощи;

Алгоритм проведения сердечно – легочной реанимации.

1.Принципы и методы реанимации.

2.Первая медицинская помощь при кровотечениях.

4. Первая медицинская помощь при травмах.

.

6. Первая медицинская помощь при некоторых общих

заболеваниях.

1.Принципы и методы реанимации

1. Дайте определения понятиям.

Реаниматология – это

Реанимация – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Клиническая смерть – это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запишите признаки клинической и биологической смерти.

Показатель

К Клиническая смерть

Биологическая смерть

Сознание

Дыхание

Пульс на периферических

сосудах

Сердцебиение

Зрачки

Цвет кожи и видимых слизистых

Наличие трупных пятен

3. Дайте развернутые ответы на вопросы:

Перечислите противопоказания к проведению реанимации?________________

__________________________________________

Каковы причины наступления клинической смерти?________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите время появления необратимых структурных изменений в клетках ЦНС с момента прекращения дыхания и кровообращения в условиях нормотермии.

Каковы показания к проведению реанимации?__________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- как проводится искусственная вентиляция легких методами «рот в рот» и «рот в нос»?__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите технику наружного массажа сердца?_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем отличается реанимация, проводимая одним и двумя людьми, оказывающими помощь?_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Укажите первую помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути:

Виды инородных тел

Первая медицинская помощь

Монетообразное тело

Шаровидное тело

Тело по форме напоминающие коромысло

5. Укажите порядковыми номерами последовательность проведения искусственной вентиляции легких способом «рот в рот»:

() открыть рот пострадавшего и, если есть содержимое в полости рта, очистить двумя пальцами, обернутыми какой – либо тканью;

() уложить пострадавшего на спину, на твердую поверхность;

() двумя пальцами правой руки, поддерживающей голову, зажать нос пострадавшего, сделать глубокий вдох;

() совершить форсированный выдох, вдувая свой выдыхаемый воздух в легкие пострадавшего;

() следить, чтобы грудная клетка приподнималась при каждом вдувании;

() голову пострадавшего максимально откинуть назад;

() губами обхватить приоткрытый рот пострадавшего (через марлевую салфетку или чистый носовой платок).

6. Решите ситуационную задачу.

В школьной столовой ребенок торопился пообедать. Не прожевав кусочек мяса, глубоко вдохнул, и его дыхание стало затрудненным, а затем он потерял сознание. Каков порядок оказания неотложной помощи?

_________

7.

7.1. При развитии умирания определяющим процессом является:

А) авитаминоз;

Б) гипоксия;

В) снижение функции почек;

Г) падение иммунитета;

7.2. Длительность клинической смерти в обычных условиях:

А) 2 минуты;

Б) 15 – 20 минут;

В) 5 – 7 минут

Г) 10 – 12 минут

7.3. Реанимация в полном объеме необходима:

А) при глубоком обмороке;

Б) тяжелом повреждение головного мозга;

В) прекращение дыхания;

Г) очень слабом пульсе.

7.4. Достоверным признаком биологической смерти является:

А) резкая бледность кожи;

Б) отсутствие дыхания;

Г) сужение зрачка при сдавливании глаз с боков.

7.5. Один из признаков клинической смерти:

А) поверхностное дыхание;

Б) очень слабый пульс;

В) отсутствие сознания;

Г) слабая реакция на свет.

7.6. Явный трупный признак:

А) отсутствие дыхания и сердцебиения

Б) расширение зрачков и синюшный цвет кожи

В) помутнение роговицы глаза и трупные пятна на коже

Г) снижение температуры тела до 35 градусов

7.7. Достоверный признак биологической смерти:

А) резкая бледность кожи;

Б) отсутствие дыхания и пульса;

В) отсутствие пульса на лучевых артериях;

Г) помутнение роговицы глаза.

7.8. Показания к началу искусственной вентиляции легких и наружного массажа сердца:

А) отсутствие самостоятельного дыхания или внезапное появление дыхания агонального типа;

Б) отсутствие пульсации на сонной артерии;

В) максимальное расширение зрачков без фотореакции.

7.9. Если пострадавший находится без сознания, у него нет пульса на сонной артериии и отсутствует дыхание, то необходимо:

А) перевернуть пострадавшего на живот;

Б) дать понюхать нашатырный спирт;

В) приступить к искусс твенной вентиляции легких и непрямому массажу сердца;

Г) начать безвентиляционную реанимацию.

7.10. Эффективность наружного массажа сердца оценивают по признакам:

А) появление пульса;

Б) сужение зрачков и появление реакции их на свет;

В) исчезновение синюшной окраски;

Г) восстановление сознания.

7.11. Если реанимацию проводит один человек, то:

А) через каждые 15 сдавливаний грудины с интервалом в 1 секунду он должен, прекратив массаж, произвести 2 сильных вдоха методом «рот в рот»;

Б) каждые 5 сдавливаний грудины с интервалом в 1 секунду он должен, прекратив массаж, произвести 1 сильный вдох методом «рот в рот»;

В) через каждые 2 сдавливания грудины с интервалом в 1 секунду он должен, прекратив массаж, произвести 1 сильный вдох методом «рот в рот»;

Г) через каждое сдавливание грудины с интервалом в 1 секунду он должен, прекратив массаж, произвести 5 сильных вдохов методом «рот в рот».

7.12. При участии в реанимации двух человек следует:

А) производить 1 сильный вдох методом «рот в рот» после каждых 5

сдавливаний грудины;

Б) производить 5 сильных вдохов методом «рот в рот» после каждых 5

сдавливаний грудины;

В) производить 1 сильный вдох методом «рот в рот» после каждых 15

сдавливаний грудины;

Г) производить 2 сильных вдоха методом «рот в рот» после каждых 2

сдавливаний грудины.

2. Первая медицинская помощь при кровотечениях

1.Дайте определение понятию.

Кровотечение – это_____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите способы временной остановки кровотечения:________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отметьте значком «+», к какому виду кровотечения относятся указанные признаки.

Признак

Артериальное

Венозное

Капиллярное

Паренхиматозное

Цвет яркий

Цвет темный

Цвет смешанный

Необильное кровотечение

Кровотечение легко остановить

Кровь вытекает высоким фонтаном

Кровь чечет спокойной непрерывной струей

Кровотечение возникает при нарушении губчатого органа

Кровь выступает на поверхности раны в виде росы

Большая кровопотеря

Кровь идет пульсирующей струей

Кровь очень трудно остановить

4. Отметьте значком «+», к какой группе признаков относятся указанные симптомы внутреннего кровотечения.

Симптом

Признак субъективный

Признак объективный

Потеря сознания

Холодный пот

Общая слабость

Тошнота, рвота

Осунувшееся лицо

Головокружение

Жажда

Запавшие глаза

Бледность кожи и слизистых оболочек

Пульс частый

Слабый или нитевидный

редкий

Звон в ушах и голове

Мелькание и потемнение в глазах

Сухость слизистых оболочек

Артериальное давление не изменено

Повышено

Низкое и быстро падает

Признак

Правильно

Слишком туго

Слишком слабо

Кровотечение прекратилось

Конечность очень холодная

Пульс ниже жгута не прощупывается

Повязка обильно пропитана кровью

Конечность очень бледная

Конечность на ощупь прохладная

Конечность синюшная

Пульс ниже жгута едва прощупывается

Температура конечности нормальная

Конечность бледная

По каким основам классифицируют кровотечения? Охарактеризуйте основные виды кровотечения.___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что такое временная остановка кровотечения? С какой целью она проводится? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие общие правила при наложении кровоостанавливающего жгута? Какова тактика использования жгута при длительной (несколько часов) транспортировке?_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- перечислите подручные средства, которыми можно заменить жгут_____________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите временные способы при: артериальном кровотечении; венозном кровотечении и капиллярном___________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова роль, правила и типичные места пальцевого (ручного) прижатия артерий на теле человека?________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите величины опасной для жизни кровопотери и смертельной кровопотери.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы общие принципы профилактики травматического шока?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Укажите порядковыми номерами последовательность мероприятий по оказанию неотложной помощи при ранениях с использованием жгута:

() выполнение иммобилизации;

() введение или дача (прием) противоболевого средства;

() придание поврежденной конечности приподнятого положения;

() наложение на рану стерильной повязки;

() транспортировка в лечебное учреждение;

() наложение жгута.

8.Выберите верные решения и установите очередность оказания первой помощи при кровотечениях:

() наложить жгут на конечность ниже места кровотечения;

() наложить жгут на конечность выше места кровотечения;

() жгут накладывается на неопределенное время;

() жгут накладывается не более чем на 1 час;

() точка прижатия на шее и голове - выше раны;

() точка прижатия на шее и голове - ниже раны или в ране;

() записка о времени наложение жгута обязательна;

() записка о времени наложение жгута не нужна;

() закрыть место разрыва чистой салфеткой;

() обработать рану бриллиантовой зеленью или раствором йода;

() вызвать «скорую помощь»;

() доставить в стационар;

() при обморочном состоянии дать ватку с нашатырным спиртом;

() дать пострадавшему обильное питье;

() приложить холод на место травмы;

() поставить травмированную конечность под струю холодной воды;

() наложить на рану асептическую повязку.

9. Запишите причины, симптомы и меры неотложной помощи для следующих видов кровотечений:

Кровотечение из носа____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кровотечение после удаления зуба_________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Легочное кровотечение__________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кишечное кровотечение__________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выберете правильные ответы на вопросы:

10.1. Время сдавливания конечности кровоостанавливающим жгутом у взрослого человека в теплое время не должно превышать:

А) 30 минут;

Б) 1час;

В) 2 часа;

Г) 3 часа.

10.2. Время сдавливания конечности кровоостанавливающим жгутом у взрослого человека в холодное время не должно превышать:

А) 30 минут;

Б) 1час;

В) 2 часа;

Г) 3 часа.

10.3. Первоочередным мероприятием при ранениях:

А) обезболивание;

Б) промывание места ранения дезинфицирующим раствором;

В) наложение стерильной повязки;

Г) остановка кровотечения.

10.4. Осложнением кровотечения является:

А) рвота;

Б) анемия;

В) интоксикация;

Г) образование язвы в желудке.

10.5. Кровь алого цвета, высоким фонтаном или пульсирующей струей вытекает при кровотечении:

А) венозном;

Б) артериальном;

В) капиллярном;

Г) паренхиматозном.

10.6. Молниеносным будет кровотечение:

А) из крупных артериальных и венозных стволов, паренхиматозных органов;

Б) сердца, аорты и других жизненно важных органов;

В) артерий и вен среднего калибра;

Г) капилляров.

10.7. Паренхиматозным является кровотечение:

А) из сердца, кишечника;

Б) печени, почек;

В) маточное, желудочное;

Г) носовое.

10.8. Субъективные признаки при внутреннем кровотечении:

А) слабость, усталость, головокружение;

Б) учащенное дыхание;

В) пониженное артериальное давление;

Г) учащенное сердцебиение.

10.9. Объективный признак внутреннего кровотечения:

А) головокружение;

Б) слабость;

В) снижение артериального давления;

Г) сухость во рту.

3. Первая медицинская помощь ожогах, отморожениях, ранениях.

1. Дайте определение понятиям:

Рана – это_____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отморожение – это_____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ожог – это_____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Десмургия – это________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Охарактеризуйте неогнестрельные механические раны:

Резанные______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Колотые__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ушибленные______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Размозженные_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рваные____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рубленные_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укушенные_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Запишите признаки основных осложнений ран.

Осложнение

Признаки

Болевой шок

Кровопотеря

Инфицирование

    С помощью знака «+» отметьте относительные и достоверные признаки, характеризующие термические ожоги различной степени.

    Признаки

    Ожог 1 ст.

    Ожог 2 ст.

    Ожог 3 ст.

    Ожог 4 ст.

    Эритема

    Обугливание

    Образование пузырей

    Некроз (омертвение)

    Головная боль

    Общая слабость

    Интоксикация

    С помощью знака «+» отметьте относительные и достоверные признаки, характеризующие отморожения различной степени.

Признаки

Отморожения

1 ст.

Отморожения

2 ст.

Отморожения

3 ст.

Отморожения

4 ст.

Некроз всех слоев кожи и мягких тканей на различную глубину. Геморрагические пузыри.

Некроз поверхностных слоев кожи. Пузыри с серозным содержимым

Омертвение всех слоев ткани, в том числе кости.

Кожа бледной окраски или цианоз, несколько отечная.

6. Дайте развернутые ответы на вопросы:

Дайте подробную характеристику классификации ран по отношению к инфекции?____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- дайте подробную характеристику и проникающим непроникающим ранениям?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем заключаются принципиальные отличия огнестрельных ран от других механических ран?____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы основные осложнения ран?___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- каковы задачи и принципы оказания первой медицинской помощи раненым?_____

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова первая медицинская помощь при термических и химических ожогах?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова первая медицинская помощь при отморожениях?___________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите основные виды повязок?____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Применение индивидуального перевязочного пакета______________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Решите ситуационные задачи:

Во время тренировки в спортивном зале ребенок упал на скамейку и травмировал область запястья, возникли необильное кровотечение и рана, по характеру рваная. Каков порядок оказания неотложной помощи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа подростков, катаясь на роликовых коньках, сбила впереди идущую девушку, что вызвало травмирование коньком области локтевого сустава; образовалась глубокая рана и кровотечение. Укажите действия по оказанию неотложной помощи?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мальчик, качаясь на качелях, упал на землю и сильно ударил плечевой сустав; возникла ушибленная рана с невыраженным кровотечением. Каковы порядок и способы оказания неотложной помощи?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Во время пожара мужчина получил ожоги пламенем головы, шеи, правой верхней конечности, части грудной клетки справа (около 20 %). Ваша тактика и неотложная помощь на догоспитальном этапе?_____________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мужчина 35 лет в стадии алкогольного опьянения отморозил ушные раковины. Жалуется на боль в ушных раковинах. Ваша тактика и неотложная помощь на догоспитальном этапе?________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выберете правильные ответы на вопросы:

8.1. Оказание помощи при тяжелом ранении следует начинать:

А) с обезболивания;

Б) иммобилизации;

В) остановки кровотечения;

Г) наложения асептической повязки.

8.2. Закрывать рану ватой при перевязке:

А) можно;

Б) нельзя;

В) можно, если вата стерильная;

Г) можно после обработки.

8.3. Осложнением ранения не является:

А) резкий подъем артериального давления;

Б) раневая инфекция;

В) глубокий обморок;

Г) нарушение функции травмированного органа.

8.4. При проникающем ранении грудной клетки слева с кровотечением в первую очередь необходимо:

А) наложить жгут;

Б) дать под язык нитроглицерин;

В) ввести обезболивающее;

Г) наложить повязку.

8.5. Раненых, находящихся в бессознательном состоянии транспортируют в положении:

А) на боку;

Б) лежа на спине;

В) лежа на спине с приподнятыми нижними конечностями и опущенной вниз головой;

Г) лежа на спине с согнутыми в коленях ногами.

8.6. Для определения площади ожогов существуют правила:

А) девятки, ладони;

Б) десятки;

В) сотни;

Г) индекс Франка.

8.7.Появление на коже пузырей с прозрачным содержимым характерно для ожога:

А) 2степени;

Б) 3 степени;

В) 4 степени;

Г) 1 степени.

4. Первая медицинская помощь при травмах

1. Дайте определение понятиям:

Ушиб – это_____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывих – это___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Перелом – это__________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    С помощью знака «+» отметьте относительные и достоверные признаки, характеризующие виды переломов.

Симптом

Относительный признак

Достоверный признак

Боль в области перелома при ощупывании

Деформация конечности

Нарушение функций поврежденной конечности

Крепитация обломков кости

Патологическая подвижность в области подозреваемого перелома

Боль при давлении по длинной оси кости

    Укажите последовательность и вид мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при переломах. В скобках запишите способ, которым следует выполнять каждое мероприятие.

    Мероприятия

    Закрытый перелом

    Открытый перелом

    Обезболивание

    Асептическая повязка

    Кровоостанавливающий жгут

    Защита костных выступов

    Наложение шины

    Придание среднефизиологического положения конечности

    С помощью знака «+» отметьте способы транспортной иммобилизации в соответствии с областью повреждения.

Способ транспортировки

Позвоночник

Таз

На жестких носилках в положении лежа на спине

На мягких носилках в положении лежа на спине

На жестких носилках в позе «лягушка»

    С помощью знака «+» отметьте мероприятия транспортной иммобилизации при повреждениях плечевого пояса и верхних конечностей.

Мероприятия

Ключица

Предплечье

Плечо

Подвесить конечность на косынке

Крестообразная повязка на плечевые суставы

Ватно – марлевые кольца

Прибинтовать конечность к туловищу

Наложить шину от середины плеча до кончиков пальцев

Наложить шину от кончиков пальцев до внутреннего края здоровой лопатки

    С помощью знака «+» отметьте мероприятия транспортной иммобилизации при повреждениях нижней конечности.

Мероприятия

Бедро

Голень

Стопа

Фиксация «нога к ноге»

Придать поврежденной конечности среднее физиологическое положение

Наложить шину от кончиков пальцев до середины голени

Наложить шину от кончиков пальцев до середины бедра

Наложить шину от лопатки до пятки и далее до кончиков пальцев и от подмышечной впадины до паховой области

7. Укажите порядковыми номерами последовательность мероприятий по оказанию неотложной помощи при вывихе:

() дать анальгетик;

() наложить тугую повязку или шину;

() пострадавшего уложить или усадить;

() приложить холод к поврежденной конечности;

() доставить пострадавшего в больницу;

() вызвать «скорую помощь».

8. Дайте развернутые ответы на вопросы:

Какие повреждения относятся к закрытым?_______________________________ _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- каковы симптомы и первая медицинская помощь при ушибах? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы симптомы и первая медицинская помощь при растяжениях? _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Охарактеризуйте следующие виды вывихов: врожденные, приобретенные, полные, неполные, открытые, осложненные? ______________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- назовите виды переломов. Каковы их основные признаки?____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С какой целью проводится транспортная иммобилизация при переломах?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие существуют средства транспортной иммобилизации?_________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как осуществляют подбор и моделирование шин?_________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы основные правила наложения шин?_______________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы клинические проявления и первая медицинская помощь при переломе костей черепа?________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы клинические проявления и первая медицинская помощь при переломе костей грудной клетки?________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы клинические проявления и первая медицинская помощь при переломе костей позвоночника?_________________________________________________ ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы клинические проявления и первая медицинская помощь при переломе костей конечностей?__________________________________________________ _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Выберете правильные ответы на вопросы:

9.1. Первая помощь при ушибе:

А) холод на область поврежденного сустава;

Б) транспортная иммобилизации;

В) наложение согревающего компресса;

Г) применение обезболивающего.

9.2. Признак вывиха:

А) деформация и отек конечности;

Б) сильная боль;

В) обязательное наличие раны;

Г) резкое усиление болей при движении или попытке опереться на поврежденную конечность;

Д) покраснение или посинение конечности.

9.3. Первая помощь при вывихе:

А) вправление вывиха;

Б) холод на область поврежденного сустава, применение обезболивающих, иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы;

В) накладывание повязки, фиксирующий сустав;

Г) обеспечение больному полного покоя, наложение тугой повязки на область поврежденного сустава.

9.4. Достоверный признак полного перелома костей:

А) боль;

Б) патологическая подвижность (движение конечности в необычном месте);

В) нарушение функции конечности;

Г) крепитация отломков (хруст при прощупывании в месте перелома).

9.5. К основным правилам иммобилизации не относится:

А) обезболивание;

Б) защита костных выступов;

В) назначение симптоматических лекарств;

Г) фиксация двух соседних с переломом суставов.

5. Первая медицинская помощь при несчастных случаях .

1. Дайте определение понятиям:

Травма -это____________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Несчастный случай – это________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Электротравма – это____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Асфиксия – это________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тепловой удар - это_____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Солнечный удар – это__________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отравления – это______________________________________________________- ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

первой медицинской помощи при различных ситуациях:

Ситуация

Первая медицинская помощь

Электротравма и поражение молнией

Утопление и удушение

Тепловой и солнечный удар

Попадание инородных тел в глаза, уши

3. Укажите симптомы и порядок оказания первой медицинской помощи при различных отравлениях.

Отравляющее вещество

Симптомы

Неотложная помощь

Угарный газ

Ацетон

Ядовитые грибы

Фосфорорганические соединения

Концентрированные кислоты

Едкие щелочи

Лекарственные препараты (при передозировке)

Змеиный яд (при укусах)

Пчелиный яд (при укусах)

4. Используя приведенный перечень, буквами обозначьте порядок действий при укусе пчел:

() приложить холодный компресс к месту укуса;

() дать пострадавшему выпить горячего питья;

() удалить с помощью пинцета или других подручных средств жало;

() протереть место укуса нашатырным спиртом или водкой.

5. С помощью знака «+» дайте оценку следующим высказываниям.

Утверждение

Да

Нет

Для диагностики отравления не обязательно уточнять путь поступления токсичного вещества внутрь организма

У детей отравление возникает преимущественно по халатности взрослых

Производственные отравления возникают при несоблюдении правил техники безопасности на химических предприятиях

При укусе змеи необходимо прижечь место укуса каленным железом

При укусе ядовитой змеи необходимо быстро отсасать яд из ранки

При отравлении концентрированными кислотами и едкими щелочами необходимо беззондовое промывание желудка

Существует только два пути проникновения ядов в организм человека

При отравлении концентрированной кислотой необходимо промыть желудок раствором питьевой соды

Противопоказаний для промывания желудка не существует

При отравлении едкой щелочью необходимо промыть желудок раствором пищевой кислоты(лимонной, уксусной)

Рвотное средство нельзя давать больным, находящимся в бессознательном состоянии

При укусах змей пострадавшему для снятия симптомов интоксикации необходимо дать выпить полстакана водки или другого алкоголя.

Введение антигюрзина – самое эффективное средство при отравлении змеиным ядом

6. Решите ситуационные задачи:

- Ветром были порваны электрические провода около школы. Школьник 10 лет взялся за конец провода, упал и потерял сознание. Каков порядок оказания неотложной помощи?____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Ребенок 9 лет купался в реке, течением его снесло на глубину, и он стал тонуть. Вы бросились в реку спасать ребенка. На берегу у пострадавшего отсутствовало дыхание и не прощупывался пульс на сонной артерии. Каков порядок оказания неотложной помощи?____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Бригадой СП на улице обнаружен больной в бессознательном состоянии. Кожные покровы бледные, холодные, на локтевых сгибах следы от множественных инъекций. Каков порядок оказания неотложной помощи?_____________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Первая медицинская помощь при некоторых общих заболеваниях

1. Дайте определение понятиям:

Обморок -это_________________________________________________________ ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Коллапс – это__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инфаркт миокарда – это______________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипертонический криз – это_____________________________________________ _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бронхиальная астма - это_______________________________________________ _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анафилактический шок –это___________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Судороги – это_________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Острый живот» –это___________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите вид мероприятий по первой медицинской помощи при различных заболеваниях:

Заболевание

Причины

Симптомы

Первая медицинская помощь

Объяснение

Обморок

Коллапс

Инфаркт миокарда

Гипертонический криз

Бронхиальная астма

Анафилактический шок

Судороги

«Острый живот»

Уважаемые старшеклассники!

Вы продолжаете изучать курс медицинской подготовки в 11 классе , который входит в систему обучения в общеобразовательной средней школе.

Эта тетрадь предназначена для того, чтобы помочь вам с интересом изучать курс медицинской подготовки . В тетрадь включены инструкции для выполнения практических работ и разнообразные варианты заданий различных уровней сложности, которые могут использоваться как для закрепления знаний, полученных на уроке, так и для контроля усвоения знаний.

Успехов вам в изучении медицинской подготовки в 11 классе!

Содержание тетради для практических работ

Общий уход за больными и пораженными

Уход за больными и пораженными 4

Практическая работа 1. Измерение температуры тела 5

Проверьте себя! Уход за больными и пораженными 6

Пульс, артериальное давление, дыхание, методика их измерения 7

Практическая работа 2. Изучение техники подсчета пульса, частоты дыхания, измерение артериального давления 10

Меры воздействия на кровообращение 13

Практическая работа 3. Изучение техники наложения горчичников, компрессов, грелки, пузыря со льдом, примочек 16

Методы и пути введения лекарственных веществ 20

Практическая работа 4. Приобретение практических навыков по подкожному и внутримышечному введению лекарственных средств 22

Практическая работа 5. Изучение устройства шприц-тюбика, его подготовка и применение 25

Проверьте себя! Методы и пути введения лекарственных веществ 27

Личная гигиена больных 28

Понятие о лечебном питании 30

Психология поведения больного 34

Международные движения 37

Первая помощь при заболеваниях. Цели и задачи доврачебной помощи.

Понятие болезни 39

Болезни органов дыхания 42

Болезни органов кровообращения 45

Проверьте себя! Бойезни органов дыхания и кровообращения 49

Болезни органов пищеварения и эндокринной системы 50

Болезни органов мочевыделительной системы 54

Проверьте себя! Болезни органов пищеварения, эндокринной и мочевыделительной систем 57

Радиационное поражение 58

Инфекционные заболевания

Понятие об инфекции 62

Проверьте себя! Понятие об инфекции 66

Кишечные инфекции 67

Воздушно-капельные инфекции 71

Детские инфекции 77

Туберкулез 82

Проверьте себя! Воздушно-капельные инфекции. Детские инфекции 84

Поражение кожных покровов 85

Кровяные инфекции 87

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
ГАПОУ РБ «Туймазинский медицинский колледж»


ПРОПЕДЕВТИКА И ДИАГНОСТИКА
В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

к практическим занятиям для обучающихся

по специальности
060101 «Лечебное дело»

по ПМ.01. Диагностическая деятельность

МДК 01.01. Диагностическая деятельность
Студента ________ группы, ________ бригады
_________________________________________________

Фамилия

_________________________________________

Имя, отчество
20_____ - 20_____ учебный год
Составители: ФАТХУЛЛИНА Н.В. ,

преподаватель акушерства и гинекологии,

ВОДЯННИКОВА И.Н. ,

преподаватель информационных технологий


ТУЙМАЗЫ, 2014 г.

Фатхуллина Нурия Вазировна

ПРОПЕДЕВТИКА И ДИАГНОСТИКА В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело» по ПМ.01. Диагностическая деятельность МДК 01.01. Диагностическая деятельность, 272 стр., илл.

Рабочая тетрадь рекомендуется для использования на практических занятиях и при самоподготовке к ПМ. 01 Диагностическая деятельность МДК 01.01.Пропедевтика клинических дисциплин студентам медицинских колледжей, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело».

В содержание рабочей тетради по теме «Пропедевтика в акушерстве и гинекологии» входят требования ФГОС, перечень компетенций и изучаемых вопросов, задания для актуализации опорных знаний, задания для закрепления знаний и тестовые задания, ситуационные задачи. Тетрадь иллюстрирована рисунками, схемами, таблицами. В состав тетради включены глоссарий, домашнее задание для закрепления темы, изученного материала. Предназначена для студентов медицинских колледжей.


© ГАПОУ РБ «Туймазинский медицинский колледж», 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Юргамышский филиал ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Основы патологии» (наименование дисциплины) (ФИО студента, курс) для специальности 340201 «Сестринское дело» Подготовлена преподавателем Н.С. Трофимовой Юргамыш 2017

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании ЦМК профессионального цикла Протокол № ____ от «____» ____________ 2017 г. Председатель ЦМК ____________ О.В. Красилова 2

Пояснительная записка Данное пособие по дисциплине "Основы патологии" составлено в помощь студентам и преподавателям для изучения учебной дисциплины, входящей в цикл общепрофессиональных дисциплин, в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программы по УД «Основы патологии». Рабочая тетрадь предназначена для проведения практических занятий по основам патологии и для самостоятельной подготовки студентов. Основной целью пособия является овладение студентами системой знаний и умений по основным закономерностям развития болезней, патологических состояний, изменений в органах и системах и в организме в целом, необходимых для изучения профессиональных модулей, с учетом интегрированного подхода к их преподаванию. Данное пособие сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить нарушения жизнедеятельности организма человека и отдельных его частей, а также общие закономерности развития патологии клетки и ее функций, структурно­функциональные закономерности развития и протекания типовых патологических процессов и отдельных заболеваний. Главной задачей настоящего пособия является формирование у студентов прочных ОК и ПК. Цель разработки рабочей тетради – систематизировать, унифицировать знания и умения студентов по основам патологии и облегчить выполнение заданий. Рабочая тетрадь предназначена для студентов отделения «Сестринское дело». В начале каждого занятия перед студентом ставятся задачи по усвоению знаний и формированию умений. При работе с тетрадью студент выполняет разнообразные виды деятельности. Рабочая тетрадь содержит задания различного уровня сложности: таблицы, логические схемы, ситуационные проблемные задачи, кроссворды. 3

При выполнении заданий можно использовать учебники, конспекты лекций, электронные ресурсы. Контроль знаний по усвоению учебного материала осуществляется студентом самостоятельно с помощью решения тестовых заданий и ситуационных задач. Тетрадь разработана на материале учебников: И. В. Ремизов, В. А. Дорошенко, Основы патологии. Издание Ростов н/Д «Феникс», 2004. (Серия «Среднее профессиональное образование»); В. С. Пауков, Н. К. Хитров, Патология. Издание «Медицина», 1995. (Учебная литература для учащихся медицинских училищ). Задания способствуют более высокому уровню овладения следующими умениями, знаниями, профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Студент должен уметь: ­ определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека; Студенты должны знать: ­ общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека; ­ структурно­функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний. Формируемые компетенции: Медсестра должна обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Проведение профилактических мероприятий ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно­гигиеническое воспитание населения. ПК 1.3. Участвовать в проведение профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. 5.2.2 Участие в лечебно­диагностическом и реабилитационном процессах ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно­диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. 4

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно­диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию. ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия. ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь. 5.2.3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. Медсестра должна обладать общими компетенциями: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. ОК. 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 5

Оглавление Занятие № 1­2 Тема: Повреждение. Патология обмена веществ в организме и тканях Занятие № 3 Тема: Гипоксия Занятие № 4 Тема: Нарушения крово ­ и лимфообращения Занятие № 5 Тема: Воспаление Занятие № 6 Тема: Защитно­приспособительные и компенсаторные реакции Занятие № 7 Тема: Нарушение терморегуляции: гипер­ и гипотермия. организма Занятие № 8 Тема: Экстремальные состояния Лихорадка. Занятие № 9 Тема: Опухоли 5 20 27 38 47 53 63 72 6

Тема: Повреждение. Патология обмена веществ в организме и тканях. Занятие 1­2 Студент должен: уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки разных видов дистрофий на микропрепаратах, определять признаки отеков, гипо­ и гипергидратации, решать задачи; знать: основные признаки дистрофий, некроза; патогенез основных патологических процессов в тканях и организме в целом при нарушениях белкового, углеводного, липидного обменов, водного и минерального обмена. 1. Дайте определение следующим понятиям. Альтерация – ________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Дистрофия – ________________________________________________________ 7

Некроз – ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Атрофия ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2. Найдите соответствие между определением и механизмом развития дистрофии. Инфильтрация Трансформация Извращенный синтез Декомпозиция образование в клетках и тканях аномальных веществ (амилоида) образование в клетках или тканях патологического обмена веществ (белки в жиры или углеводы) распад сложных химических соединений, из которых состоит клетка или ткань поступление из кровотока свойственных клеткам и тканям веществ в большем, чем в норме, количестве (инфильтрация гликогена канальцев почек) 3. Составьте классификацию повреждений. В зависимости от вида ткани: 8

В зависимости от нарушения вида обмена: В зависимости от распространенности: В зависимости от причин: 4. Дайте определение. Паренхиматозные дистрофии – _______________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 5. Виды белковых паренхиматозных дистрофий. 9

6.Заполните таблицу. Вид белковой дистрофии Орган и внешний вид Микроскопия Прогноз Зернистая Гиалиново­ капельная Гидропическая Роговая 7. Напишите определение. Углеводные паренхиматозные дистрофии – _____________________________ 10

Жировая паренхиматозная дистрофия ­ ________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 8. Подпишите рисунки: Виды дистрофий. 1.______________________ 2._______________________ 3._____________________ 7. Используя учебник (Пауков В.С., Хитров Н.К.) и микропрепараты, заполните таблицу. а) Белковые мезенхимальные дистрофии: 11

Вид Заболевания Патогенез Вид органа/ микроскопия Мукоидное набухание Фибриноидное набухание Гиалиноз Амилоидоз б) Жировые: Вид Заболевания Патогенез Вид органа/ микроскопия Ожирение Истощение в) Углеводные: 12

8. Впишите название групп хромопротеидов. 1_________________________________________ 2_________________________________________ 3_________________________________________ 9. Укажите особенности гемосидероза: 1) появляется при образовании гемоглобиногенных пигментов; 2) образуется при гемолизе; 3) при захвате гистиоцитами селезенки, печени, костного мозга; лимфатическими узлами «обломков» эритроцитов с образованием гемосидерина и ферритина; 4) все вышеперечисленное. 10. Виды желтухи в зависимости от патогенеза: Вид желтухи Механизм развития 11. Органы или ткани, содержащие пигмент меланин (отметить нужное). 1. Кожа 2. Поджелудочная железа 3. Головной мозг 4. Радужка глаза 5. Ногти 13

6. Волосы 7. Слюнные железы 8. Пищеварительный тракт 12. Впишите определения. Невус – ______________________________________________________________ Альбинизм – _________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 13. Впишите определения: Алкалоз ­ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _ Ацидоз ­ _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _ Отек ­ ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _ 14. Заполните таблицу: Вид отека Механический Осмотический Патогенез 14

Онкотический Мембраногенный 15. Приведите классификацию отеков по этиологии: 16. Установите соответствие: Анасарка Гидроторакс Асцит скопление жидкости в брюшной полости скопление патологической жидкости в сердечной сорочке скопление жидкости в плевральной полости Гидроперикард 17. Подпишите картинки, установив вид отеков (начальная стадия): скопление жидкости в межклеточном пространствах кожи и подкожной клетчатки 1 ____________________ 18. Заполните таблицу «Нарушения минерального обмена» 2 __________________ 3 __________________ 15

Вид нарушения Причины Гипернатриемия Нарушения жизненно важных функций Гипонатриемия Гиперкалиемия Гипокалиемия Гипокальциемия Гиперкальциеми я 16

19. Укажите соответствия (стрелками) голодани е Гипергликемия психоэмоциональное возбуждение интенсивная физическая работа уменьшение образования инсулина β опухоли ­клеток поджелудочной железы Гипогликемия прием пищи повреждение клеток печени образование контринсулярны х гормонов 20. Некроз ­ ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 21. Формы некроза и их характеристика: 17

22. Атрофия ­ ________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Выполните тестовые задания: К повреждению относятся (2): 1. А) Некроз Б) Регенерация В) Гипертрофия Г) Атрофия Форма некроза: Процесс, сопровождающийся накоплением в цитоплазме гепатоцитов зерен 2. А) Атрофия Б) Гангрена В) Метаплазия Г) Гипертрофия. 3. белковой природы: А) Паренхиматозный диспротеиноз Б) Мезенхимальный диспротеиноз В) Паренхиматозный липидоз Г) Мезенхимальный липидоз 4. А) Секвестрация Б) Пролежни В) Инфаркт Г) Гангрена 5. А) Нарушение обмена сложных белков Б) Нарушение обмена глюкопротеидов и мукополисахаридов В) Нарушение обмена нейтрального жира Г) Нарушение обмена холестерина Механизм развития углеводных дистрофий: Некроз как результат нарушения кровообращения в тканях называется: Патологический процесс, при котором орган увеличивается в размере и имеет 6. сальный цвет на разрезе: А) Зернистая дистрофия Б) Жировая дистрофия 18

В) Гидропическая дистрофия Г) Амилоидоз 7. Мезенхимальная жировая дистрофия характеризуется (3): А) появлением капель жира в цитоплазме; Б) избыточным накоплением нейтрального жира в депо; В) патологическим уменьшением количества нейтрального жира в депо; Г) появлением жира там, где его нет в норме. 8. Хромопротеиды - это А) эндогенные красящие вещества; Б) соединения хрома; В) продукты обмена жиров; Г) токсические вещества, возникающие в результате извращенного обмена белков. 9. Конкременты - А) камни, образующиеся в организме; Б) плотные каловые массы; В) кристаллы солей; Г) участки обызвествления в тканях. 10.Ацидоз возникает при А) накоплении кислых продуктов в организме; Б) накоплении щелочных продуктов в организме; В) избыточном образовании соляной кислоты в желудке; Г) учащенном дыхании. Для нарушения углеводного обмена характерна: 11. А) диспротеинемия Б) гипергликемия В) гипокетонемия Г) ацидоз Решите ситуационные задачи: 19

Задача 1. Больная К. 60 лет. Из анализа известно, что в течение последних 20 лет страдала сахарным диабетом. Спустя 2 недели скончалась от почечной недостаточности. На вскрытии микроскопически выявлено: печень увеличена, имеет желто­коричневую окраску, дряблой консистенции; почки бледные, уменьшены в размерах. Микроскопически: в печеночных клетках капли жира различного размера, в эпителии канальцев почек ­ гранулы гликогена, гистохимически выявляется наличие фибрина в стенках артериол. 1. Определите виды повреждения ____________________________________ __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Назовите механизмы развития дистрофии ___________________________ __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 2. Задача 2. У больного желчнокаменная болезнь, осложненная желтухой и печёночно­почечной недостаточностью. 1. Нарушение обмена какого пигмента имеет место? ____________________ __________________________________________________________________________ Каков патогенез желтухи? ________________________________________ __________________________________________________________________________ 2. Задача 3. У больного удалено легкое по поводу туберкулеза. В легком обнаружен очаг творожистого некроза. С чем связано образование данного очага? _____________________________________ __________________________________________________________________________ Нарушение какого обмена наблюдается у больного? _____________________________ __________________________________________________________________________ Определите вид повреждения: __________________________________ 20

Разгадайте кроссворд: По горизонтали: 1. Патологический процесс, отражающий нарушение обмена веществ в организме 2. Генетически запрограммированная смерть клеток в живом организме 21

3. Участок мертвой тканей, который не подвергается аутолизу, не замещается соединительной тканью и свободно располагается среди живых тканей 4. Некроз тканей, соприкасающихся с внешней средой (некротизированные ткани черного или бурого цвета) 5. Нарушение КОС из­за избытка щелочных продуктов 6. Патологическое скопление и задержка жидкости в тканях и тканевых пространствах 7. Гибель клеток, участков тканей, части органа в живом организме 8. Окрашивание тканей в желтый цвет 9. Уменьшение органа или ткани в объеме с ослаблением или прекращением функции По вертикали: 1. Участок некроза кожи, подкожной клетчатки, слизистых оболочек, подвергающийся давлению в условиях истощения организма или нарушения трофики 2. Нарушение КОС из­за избытка кислых продуктов 3. Некроз тканей, возникающий в результате острого нарушения кровообращения в них 4. Снижение уровня ионов калия в крови 5. Образования в полых органах или выводных протоках в следствие нарушения минерального обмена. Домашнее задание: стр. 13­47 (Пауков В.С., Хитров Н.К. Патология) 1) составьте доклад/презентацию Темы: 1. Паренхиматозные дистрофии из роль в течение заболеваний печени. 2. Ревматические поражения клапанного аппарата сердца. 3. Значение основного обмена веществ в жизни организма. 4. Минеральный обмен и его роль в развитии заболеваний. 5. Значение водного баланса для организма 6. Здоровый образ жизни. Питайтесь правильно. 22

Тема: Гипоксия Занятие 3 Студент должен: уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки разных видов гипоксии, решать задачи; знать: основные типы гипоксии; их патогенез, структурно­функциональные расстройства при гипоксии, морфологию гипоксии, адаптивные реакции при гипоксии. 1. Дайте определение: Гипоксия – это ____________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2. Заполните графы структуры «Классификация гипоксии в зависимости от причин и механизмов развития: 23

3. Заполнить таблицу «Типы гипоксии, причины и механизмы ее развития» Тип гипоксии Причина Механизм развития (примеры) Дыхательный Тканевый Экзогенный Кровяной 4. Установите соответствие структурно­функциональных изменений при гипоксии: Биохимические нарушения Отек Снижение уровня АТФ 24

Увеличение распада белков Белковая дистрофия Морфологические нарушения Жировая дистрофия 5. При кровяном типе гипоксии уменьшается количество ________________ Гибель клеток в крови. 6. Напишите определения понятий: Гипоксемия ­ ______________________________________________________ __________________________________________________________________ Гипокапния ­ ______________________________________________________ _____________________________________________________________________ 7. К каждому типу приспособительных реакций организма при гипоксии подберите соответствующие положения: выброс крови из депо гипертрофия легких гипертрофия миокарда Срочные компенсаторно­ приспособительные реакции повышение ударного объема сердца увеличение емкости грудной клетки Долговременные компенсаторно­приспо­ собительные реакции увеличение числа эритроцитов ЧСС увеличивается увеличение частоты и глубины дыхания 25

8. Как изменяются указанные в графах параметры при сердечно­сосудистой гипоксии (повышаются или понижаются): 9. Разгадайте кроссворд: 26

По горизонтали: 1. Органы­резервуары – места хранения крови в организме 2. Кислородное голодание тканей 3. Газ, необходимый живым организмам для дыхания 4. Снижение концентрации СО2 в крови 5. Продукт, который образуется в клетках в процессе дыхания По вертикали: 1. Элементарная структура головного мозга, наиболее чувствительная к гипоксии 2. Снижение давления кислорода в крови 3. Удушье 4. Учащенное дыхание 5. Белок эритроцитов, транспортирующий кислород в клетки. 27

Решите ситуационные задачи: Задача 1. Ученик в классе на 6 уроке потерял сознание. В классе было душно, температура в помещении была 290 С. Какой патологический процесс стал причиной обморока? (ответ обоснуйте) ________________________________________________ ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Какие правила организации учебного процесса были нарушены? __________________ __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Задача 2. Какой тип гипоксии развивается при пневмонии? _________________ __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задача 3. Почему при кровопотере у человека учащается дыхание? ___________ __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Задача 4. Почему при малокровии резко снижается переносимость физических нагрузок? _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Выполните тестовые задания: 1. Дыхание после кровопотери А) учащается Б) урежается В) не изменяется 2. Гипоксия – это А) типовой патологический процесс 28

Б) патологическая реакция В) патологическое состояние Г) болезнь 3. Гипоксия, развивающаяся при снижении парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, называется А) экзогенной Б) кровяной В) сердечно­сосудистой Г) тканевой 4. Укажите характерное изменение состава крови при экзогенной гипоксии А) гипергликемия Б) гипокапния В) гиперкапния Г) гиперпротеинемия. 5. Гипоксия, возникающая в связи с развитием нарушений в системе крови, называется А) экзогенной Б) сердечно­сосудистой В) тканевой Г) кровяной 6. Отравление угарным газом приводит к развитию гипоксии тканевой А) кровяной Б) сердечно­сосудистой В) дыхательной Г) экзогенной. 7. Дефицит витаминов В1,В2,РР приводит к развитию гипоксии А) тканевой Б) кровяной В) сердечно­сосудистой Г) дыхательной Д) экзогенной 8. Наиболее чувствительными к недостатку кислорода являются А) кости 29

Б) мышцы В) соединительная ткань Г) структуры нервной системы Д) почки 9. Срочными компенсаторными реакциями при гипоксии являются (3): А) выброс депонированной крови Б) тахикардия В) тахипноэ Г) гипертрофия дыхательных мышц Д) активация эритропоэза 10. Какие изменения с наибольшей вероятностью могут наблюдаться у человека, длительное время проживающего высоко в горах? (2) A) гипертрофия сердца Б) гиповентиляция легких В) торможение синтеза нуклеиновых кислот и белков Г) гипертрофия дыхательных мышц Домашнее задание: стр. 121­126 (Пауков В.С., Хитров Н.К. Патология) 1. Составьте доклад/презентацию Темы: Изменения обмена веществ и энергии при гипоксии; Адаптация организма к гипоксии. Тема: Нарушения кровообращения и лимфообращения Занятие 4 30

Студент должен: уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки нарушения кровообращения и лимфообращения, решать задачи; знать: основные причины, механизмы развития и признаки нарушения периферического крово­ и лимфообращения, ишемии, тромбоза и эмболии. 1. Дайте определения, указав причины: Артериальная гиперемия _____________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Венозная гиперемия __________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2. Подпишите картинки, определив вид гиперемии: _______________________________ _______________________________ 31

Найдите соответствия разных видов артериальной гиперемии с причинами, 3. их вызывающими 32

4. Определите вид патологии и дайте его определение: 5. На схеме определите вид нарушения кровообращения: 33

Норма ___________________ 6. Определите нарушение кровообращения, изображенное на рисунке, и __________________ опишите его патогенез: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _________________________________________________________ 7. Напишите определение: Ишемия ­ ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 8. Причины развития ишемии: 1 ____________________________________________ 2 ____________________________________________ 3 ____________________________________________ 34

4 __________________________________________ 9. Заполните таблицу, вписав особенности строения тромбов: Белые тромбы Красные тромбы Смешанные тромбы 10.Перечислите виды инфарктов, механизм их развития и локализацию: 35