Конспект нод по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Игрушки»

Цель: совершенствование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах из которых они сделаны; формирование обобщающего понятия – игрушки; уточнение и расширение словаря по теме «Игрушки»; совершенствовать грамматический строй речи (образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами); учить образовывать прилагательные с существительными;

Коррекционно – развивающие : развитие связной речи, мышления, внимания, памяти; способствовать развитию мелкой моторики; учить четко, проговаривать слова, строить правильно предложение; развивать элементарные математические представления; развитие общей моторики.

Воспитательные: формирование положительной установки детей на участие в занятии; воспитание умения выполнять задание до конца; воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование: разнообразные игрушки, предметные картинки с изображением игрушек, мультимедийное приложение, интерактивная доска, презентация.

Ход нод.

1. Организационный момент.

(Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.)

Логопед:- Ребята, сядет тот, кто назовет ласково своих товарищей сидящих с вами по соседству. Например: Лизу можно назвать Лизонька, а Аделя - Адельчик. (Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.)

1-й ребенок: Альбертик.

2-й ребенок: Риточка.

3-й ребенок: Амирчик.

4-й ребенок: Миланочка.

Логопед:- Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.

2. Психогимнастика.

Логопед: - Дети, отгадайте загадку: “Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет”. (Мячик.)

Изобразите, с помощью губ и щек, какой мячик бывает?(Дети изображают)

Каким станет мяч, попавший под колесо машины?

Изобразите, как вы огорчитесь, увидев разорванный мячик?

Изобразите, как вы обрадуетесь, когда родители купят вам новый, разноцветный, красивый мяч?

3. Сообщение темы.

Логопед: - Ребята! Хотите побывать в стране игрушек? Я вас туда приглашаю! Ой! (На интерактивной доске появляется изображение Винни – пуха и Пятачка со звуковым сопровождением ) Кто это зовёт на помощь?

Дети: - Винни-пух и Пятачок!

Логопед: Почему Винни-пух невесёлый, такой грустный и печальный? Все его игрушки убежали. Ребята, поможем Винни – пуху, найти его игрушки?

Дети: (ответы детей )

4. Пальчиковая гимнастика “Игрушки” (Работа над темпом и ритмом речи.)

– Но сначала нужно нам, наши пальчики размять.

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (
Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

5. Развитие лексико-грамматических категорий. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Ребята поищем с вами пропавшие игрушки?

Дети находят игрушки в игровом уголке, берут по игрушке и подходят к столу.

Игра «Из чего сделана игрушка?»

Логопед: Что ты нашел? (Утку.)

Из чего она сделана? (Из пластмассы)

Значит утка, какая? (Пластмассовая утка.)

Каждый называет свою игрушку и говорит, из чего она сделана (Матрешка, машина, пирамида, лиса, ….)

Логопед: Молодцы ребята! Винни – Пух очень рад, что вы нашли игрушки, но оказывается, в стране игрушек все игрушки поссорились друг с другом и перестали дружить. Все из-за того, что игрушки не смогли найти себе хозяев. Выберите себе игрушку, а затем мы расскажем, чья эта игрушка.

Игра «Чья игрушка?»

Каждый ребенок выбирает себе по игрушке. Один ребенок встает и показывает, а остальные дети рассказывают, чья теперь эта игрушка.

Д: (-У Димы самолет. Это Димин самолет. - У Алины кукла. Это Алинина кукла.)

Логопед: В стране игрушек полный порядок. Ребята у каждого из вас по игрушке. Игрушкам очень нравится, когда их называют ласково.

Игра «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Кукла – … (куколка)

Машина – … (машинка)

Мяч – …(мячик)

Матрёшка – …(матрёшечка)

Пирамида – …(пирамидка)

Мишка – …(Мишенька)

Собака – … (собачка)

Заяц – …(зайчик)

Самолёт – … (самолётик)

Паровоз – …(паровозик)

6 . Динамическая пауза

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (
шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке
(показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)

7. Сенсорное развитие

Игровое упражнение «Расставь правильно». Развитие зрительно-пространственного восприятия. Дети по заданию логопеда расставляют на столе игрушку.

Поставим посередине стола (утку);

Справа от…(утки) поставим (пирамиду);

Слева от, (….) положим и т.д.

Логопед: Сегодня на занятии у каждого из вас было по одной игрушке. А в стране игрушек их много. Представьте что, у вас не один мяч, не одна кукла, а много. А как же тогда про них говорят? Попробуем это сделать?

Игра «Скажи о нескольких игрушках». Детям предлагается ответить на вопросы.

Одна кукла, а если их несколько?

- (Куклы.)

Один мяч, а если их несколько?

- (Мячи и т.д.)

Кукла – куклы

Машина – машины

Мяч – мячи

Матрёшка – матрёшки

Группе

«Сравнение слона и жирафа»

Тема: «Дикие животные жарких стран»

Воспитатель:

МБДОУ № 000

Мурманск

Развивать связную речь путём обучения составления рассказа - сравнения двух животных: слона и жирафа, выделяя характерные особенности, используя сложные предложения с союзом «а». Продолжать учить планировать свой рассказ. Упражнять в составлении сложных слов и практическом употреблении существительных в различных падежах, сложных слов, притяжательных прилагательных, подборе прилагательных. Развивать мыслительные функции, память, зрительное восприятие, мелкую моторику, согласовывать речь с движением. Активизировать объяснительную речь.

Оборудование, материалы:

Магнитная доска, магниты, карточки-схемы для составления сложных слов, карточки - схемы для составления рассказа сравнения двух животных, крупные картинки слона и жирафа, звёздочки из бумаги для награждения детей, костюм доктора Айболита(кукла Айболита), Дид. игра «Рассели животных в лес и жаркую страну». (Два поля жёлтого и зелёного цвета, картинки: зайца, бурого медведя, лисы, белки, ежа, волка, льва, крокодила, слона, бегемота, обезьяны, тигра), Дид. игра «Четвёртый лишний»

овца, рысь, белка

стул, стол, шкаф, телевизор

грузовик, автобус, самолёт, трамвай).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о слоне и жирафе. Чтение стихотворений «Животные», «Дикие животные», беседы по стихотворениям. Подбор прилагательных и глаголов о жирафе и слоне. Упражнения в образовании притяжательных прилагательных. Планирование тематических недель для работы с обобщающими понятиями. Разучивание физминутки с элементами дыхательных упражнений. Составление описательных рассказов о слоне и жирафе.


1. Орг. момент, речевая зарядка. (Дети стоят на ковре).

Потренируем наш умелый язычок.

Де-де-де - крокодил в воде.

Ву-ву-ву-жираф жуёт листву.

Ло-ло-ло-в Африке тепло.

Ить-ить-ить-зебра хочет пить.

2. Развитие мыслительных функций, памяти, упражнение в

практическом употреблении существительных в различных

падежах, составлении сложных слов, подборе антонимов

прилагательных. (Дети подходят к столу, где расположены поля игры).

Дид. игра «Рассели животных в лес и жаркую страну».

Я хочу вам что-то показать…Ой! Животные потерялились, давайте же вернём их к себе домой, чтобы им было комфортно жить.

(Два поля жёлтого и зелёного цвета, картинки: зайца, бурого медведя, лисы, белки, ежа, волка, льва, крокодила, слона, бегемота, обезьяны, тигра.)

Дети распределяют картинки по полям в связи с регионом проживания.

Вопросы к детям:

Кого ты поселил в лес?

Кем ты доволен?

Кому ты принёс еду?

Кого ты испугался?

О ком ты говоришь?

Дид. упражнение «Составь сложное слово» по схемам.

Вспомним с вами сложные слова.

Вешаю на доску каточки по порядку:

Если у кого-то длинные ноги, то он какой? (длинноногий)

-………………...короткие ноги………..(коротконогий)

-………………..толстые ноги………….(толстоногий)

-………………...тонкие ноги…………..(тонконогий)

-………………...длинная шея………….(длинношеий)

-………………...короткая шея…………(короткошеий)

3. Развитие связной речи, умения планировать, зрительного

восприятия. (Дети садятся за столы).

Раздаётся стук в дверь, входит Айболит.

Здравствуйте, дети! Что за день такой сегодня неудачный - заблудился я. А мне ведь надо зверей лечить, но зверей непростых, а из жаркой страны, слон и жираф называются. Названия у них разные, а звери, будто, одинаковые, я же таких ни разу не лечил.

Как же слон и жираф одинаковые, они разные. Разве ты не видишь?

Не вижу разницы. Оба из жаркой страны…

Да. Так ты, Айболит не вылечишь слона и жирафа. Ребята тебе расскажут, что они разные и лечить их надо по-разному. Мы, ребята, сравним с вами слона и жирафа, чтобы Айболиту было понятно. Садись, Айболит, поудобнее и слушай повнимательнее.

Чтобы было легче, вам помогут подсказки.

Вывешиваю картинки слона и жирафа

Кто это?

Рассказываем про то, какие у животного:

Голова, туловище, хвост, ноги, какой,

может быть, особенный цвет или что-то

особенно на голове.

Что животное делает?

Как называется детёныш?

4. Физминутка с элементами дыхательных упражнений

(улучшение функции внешнего дыхания), согласование речи

с движением. (Дети выходят на ковёр).

Дети ложатся на ковёр, кладут руки на область своей диафрагмы. Воспитатель произносит речёвку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.


Дети садятся в свободной позе, кладут руки на область своей диафрагмы.

Воспитатель произносит речёвку:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается(вдох через нос),

То животик опускается(выдох через рот).

То животик поднимается(вдох через нос),

То животик опускается(выдох через рот).

5. Развитие связной речи путём обучения составления рассказа-

сравнения двух животных: слона и жирафа, выделяя

характерные особенности, используя сложные предложения с

союзом «а». (Дети садятся за столы).

Говорить нужно длинными предложениями и не забывать про сложные слова. Послушайте, я хочу рассказать по нашей схеме - подсказке.

Выставляю схему:

Внимание! Предложение.

Это слон, (схема - маленькое слово «а») а это жираф.

Слон большеухий, а жираф рогатенький. У слона есть хобот и бивни, а у жирафа нет хобота и бивней. Слон короткохвостый, а жираф длиннохвостый. Слон толстоногий, а жираф тонконогий. Слон серый, а жираф пятнистый. Слон массивный, а жираф стройный.

Слон топает, поливается, обмахивается, трубит, а жираф тянется, срывает, достаёт, нагибается, шагает.

У слона - слонёнок, а у жирафа - жирафёнок.

А теперь вы расскажете. Начнём с верхней подсказки…

(Опрос 1 ребёнка по 2-м схемам, опрос 1 ребёнка по 2-м следующим схемам. Опрос 2-х детей по всей схеме).

Вот какой сложный рассказ у нас получился. Тебе понятно, Айболит, что животные в жаркой стране совершенно разные?

Да, действительно разные. Теперь я знаю, как вылечить животных. Как много вы знаете.

Хочешь с нами ещё поиграть в умные игры? Мы и тебя научим.

Да, конечно.

6. Развитие мыслительных функций, памяти, зрительного

восприятия, активизация объяснительной речи.

Дид. игра «Четвёртый лишний»

(Картинки: зебра, обезьяна, лось, жираф

овца, рысь, белка

стул, стол, шкаф, телевизор

грузовик, автобус, самолёт, трамвай)

Как приятно помогать другим, правда? А я предлагаю поиграть с вами в ещё одну игру, вы легко справитесь.

Дети определяют лишнюю картинку, объясняют, почему она лишняя.

Молодцы, отлично справились.

7. Развитие мелкой моторики, упражнение в практическом

употреблении притяжательных прилагательных.

Дид. упр. «Чья это?»

Поиграем с пальчиками?

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один. Пальцы сжимаем в кулак и разжимаем.

Эта долька для . Загибают большие пальцы на обеих руках.

Она чья? (Верблюжья)

Эта долька для носорога. Загибают указательные пальцы.

Она чья? (Носорожья)

Эта долька для крокодила. И т. д. по порядку.

Она чья?(Крокодилья)

Эта долька для льва.

Она чья? (Львиная)

Эта долька для кенгуру.

Она чья? (Кенгуриная)

Здорово! Спасибо вам, ребята. Поспешу в жаркую страну скорее. До свидания!

Итог занятия. Оценка детей.

««Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Путешествие в страну сказок» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Программные...»

«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей логопедической группе.

Тема: «Путешествие в страну сказок»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

Программные задачи:

Закрепить знания о сказках;

Закрепить умение подбирать родственные слова;- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;

Совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине;

Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально-коммуниативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие: развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;

Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, загадывание загадок, счёт, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение.



Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки»;

Материалы и оборудование: Массажные коврики, детская палатка, картинки, карточки с гномами, индивидуальные зеркала, картинки с изображением героев сказок с обратной стороны, сюжетная картина, наклейки.

Ребята вы любите сказки?

Какие вы знаете сказки? Назовите.

Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве…)- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в стране сказок, там нас ждёт много загадок и заданий. А на чём можно отправиться в путешествие?

(дети могут назвать)

А полетим мы туда на воздушном шаре.

Дыхательная гимнастика.

Возьмемся за руки и при в дохе через нос, будем расходиться чтоб у нас получился большой круг.

Выдыхаем через рот, и сходимся в маленький круг.(Так повторяем 3 раза.)

Вот и попали мы с вами в сказочную страну.

Что это? Перед нами препятствие, а пройти через него сможет тот, кто скажет слово наоборот:

Сухой - мокрый

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Сладкий - кислый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Друг – враг

Правда – ложь

Правильно ответив ребенок преодолевает препятствие (проходит по массажным коврикам и пролезает через палатку).

Посмотрите на столе. На столе лежит цветок ромашка, под лепестками спрятались сказочные герои, отгадайте их.

Лепесток 1.

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Показываем картинку из сказки.

Сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок. Как их звали?

А кто ещё герой этой сказки? (Машенька)

А Машенька испугалась трех медведей?

Конечно, испугалась Машенька, если:

У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково: (лапки).

А у медведя огромные - (лапищи).

У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).

А у медведя? (глазищи).

У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).

А у медведя? (носище).

У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).

А у медведя? (ротище).

Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).

Слушайте следующую загадку.

Лепесток 2.

С зеркалом вела беседу

Королева до обеда,

А оно правдиво было,

Красоту её хвалило.

Но принцесса стала краше,

Всех красавиц лучше даже…

И тогда принцессу эту

Мачеха сжила со свету.

Что случилось – каждый знает,

Сказку сразу отгадает. Сказка «Белоснежка и семь гномов»

Давайте сосчитаем всех гномов из этой сказки. Будем считать и называть их. (1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов)

Узнайте следующего героя, из какой он сказки?

Лепесток 3

Любит тортики, варенье,

Сушки, сладости, печенье.

Он упитанный вполне.

И пропеллер на спине! (Карлсон)

Как правильно называется эта сказка? («Малыш и Карлсон»)

Что больше всего любил кушать Карлсон? (Сладости)

А следующий герой –

Лепесток 4

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его? (Незнайка)

Незнайка так запутался в сказках, что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем и ответим на его вопросы.

Но прежде чем помочь Незнайки мы с вами поиграем с вашими язычками.

Артикуляционная гимнастика.

Открывает ротик- дом,

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин- Язычок.

Он удобно в доме лег.(Широко открываем рот).

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй « и-и-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

Подражаю я слону.

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю.

И на место возращаю.

Я веселая лошадка,

Темная как шоколадка.

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонкий.(Щелкаем языком, рот держим широко открытым).

Котенок любит молоко:

Нальешь - и нет ни капли в миг.

Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

Маляр.- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.Сделано немало, кисточка устала.

Молодцы ребята, здорово мы с вами поиграли. А теперь продолжим выполнять наше задание.

Лепесток 5

На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению»?

а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи)

Лепесток 6

Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?

а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица)

Лепесток 7

Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?

а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна)

Лепесток 8

Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе?

а)Медведь; б) Незнайка; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок)*Физкультминутка.Маршируем мы по кругу,

Раз, два, три, четыре, пять.

На носочках не забудем,

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем дружно мы скакать.

А теперь потопаем,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Ручками похлопаем,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Головою помотаем,

Му-у-у-у-у!

Птичками мы полетаем,

Чик-чирик, чик-чирик!

Лягушками попрыгаем,

Ква-ква-ква-ква-ква,

Ножками подрыгаем!

А теперь все с начала!

Ножками потопаем,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Ручками похлопаем,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Головою помотаем,

Му-у-у-у-у!

Птичками мы полетаем,

Чик-чирик, чик-чирик!

Лягушками попрыгаем,

Ква-ква-ква-ква-ква,

Ножками подрыгаем!

Паровозиком по кругу,

Чух- чух- чух, Чух- чух- чух.

Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС

Мальчик с пальчик,

Где ты был?

Четыре раза сгибаем большой

палец левой руки.

Долго по лесу бродил!

Четыре раза сгибаем большой

палец правой руки.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках.

Встретил белочку, синичку.

Встретил лося и лисичку.

Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил

Четыре пальца последовательно

сгибаются к большому - кланяются

Молодцы ребята и с этой задачей вы справились.

А теперь, посмотрите на картинки кто здесь? (Девочка, собака, божья коровка).

Что здесь? (Дом, лейка, цветы).

С помощью этой картинки сочиним сказку. (Сюжетная картинка на магнитной доске)

Как начнём сказку? (Жила- была девочка Маша).

Кто был у Маши? (У неё была собака Шарик, с которой они не расставались).

Что росло возле дома? (Возле дома на лужайке росли цветы ромашки).

Что делала девочка? (Каждое утро девочка брала лейку и поливала цветы на лужайке).

А что делали цветы? (Цветы улыбались и разговаривали с девочкой).

Кто залетел на лужайку? (На лужайку залетела божья коровка).

Что она увидела? (Божья коровка увидела, что ромашки улыбаются и разговаривают с девочкой).

Что подумала божья коровка? (Она подумала, как хорошо делать добрые дела, даже цветы улыбаются).

Кто сможет рассказать всю сказку? (Полный пересказ сказки)

Молодцы, хорошо перессказали.

У нас осталось последнее задание. Пазлы.

Нужно собрать пазлы,посмотреть на все собранные картинки и сказать из какой сказки эти картинки.

Ответ ребят (из сказки колобок).

Вы ребята большие молодцы справились со всеми задачами.

А теперь нам пора возвращаться.

Дети проходят назад через препятствие,надувают шар.

Вот мы и вернулись обратно.

Как вам ребята, понравилось наше путешествие.

Что больше всего запомнилось?

Мне тоже понравилось путешествие, и вы такие молодцы, на память о нашем путешествии получите наклейки со сказочными героями.

Похожие работы:

«О чем рассказала береза Когда-то ветром на взгорок из лесного массива, занесло березовую сережку. Остановилась она в ямке, сделанной плугом при вспашке поля. Со временем ее замело песком. Пошли дожди и весной, когд...» происшествиях", которые "имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение". Такая форма изложения давала во...» оставаться долго на холоде. Использовать теплую одежду. Иметь возможность для периодического обогревания. Не есть снег, не ложиться и не садиться на снег....»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Цель:

  • расширять словарь по теме,
  • упражнять в словообразовании,
  • учить согласовывать существительные с числительными,
  • учить согласовывать существительные с местоимениями,
  • учить образовывать уменьшительно - ласкательные формы существительных,
  • учить составлять короткие рассказы,
  • развивать у детей логическое мышление, внимание, память.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Послушайте стихотворение:

В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

Какие овощи растут в нашем огороде? (В огороде растут редька, салат, свёкла, картофель, горох).

Какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).

Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).

Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

-Игровое упражнение «Жадина»

Это чья морковь? (Это моя морковь)

Это чей лук? (Это мой лук)

Аналогично: мой перец, мой картофель, мой горох, мой кабачок, мой помидор, мой чеснок, мой укроп, мой огурец.

Моя тыква, моя капуста, моя репа.

-Игровое упражнение «Большой - маленький».

Большой помидор - маленький помидорчик.

Большой лук- маленький лучок.

Большая капуста - маленькая капустка.

Большой перец – маленький перчик.

Большая свёкла - маленькая свёколка.

Большой чеснок - маленький чесночок.

Большой огурец - маленький огурчик

Большая репа - маленькая репка

-Игровое упражнение «Один - много».

Одна морковь - много моркови

Один огурец - много огурцов

Одна репа - много реп

Один кабачок - много кабачков

Один лук - много лука

Один перец - много перцев

Один редис - много редиса

Один помидор - много помидоров

-Физминутка.

-Игровое упражнение «Назови цвет, форму, вкус»

Репа какая? (Репа жёлтая, круглая, сладкая)

Огурец какой? (Зелёный, овальный, сладкий, сочный, хрустящий)

Помидор какой? (Красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий)

Лук какой? (Жёлтый, круглый, горький, сочный)

Капуста какая? (Зелёная, круглая, сладкая, сочная, хрустящая)

Морковь какая? (Оранжевая, овальная, сладкая, хрустящая)

Свёкла какая? (Бардовая, круглая, сладкая, сочная)

Перец какой? (Жёлтый, овальный, сочный, сладкий, хрустящий)

-Игровое упражнение «Овощной сок»

Сок из моркови какой? (Морковный)

Сок из свёклы какой? (Свекольный)

Сок из помидоров какой? (Томатный)

Сок из огурцов какой? (Огуречный)

Сок из лука какой? (Луковый)

Сок из капусты какой? (Капустный)

Сок из тыквы какой? (Тыквенный)

-Предложить детям составить рассказ об овощах по схеме.

Это помидор. Он растёт в огороде, на грядке. Помидор красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий. Из него можно приготовить томатный сок. Можно сделать салат из помидоров, положить в борщ, засолить в банку.

Аналогично дети рассказывают о других овощах.

Итог занятия.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Мы люди, а не куклы»

Цель: Закрепить знания детей о человеке и частях тела. Пополнять и активизировать словарный запас. Учить объяснять переносное значение слов. Развивать: внимание, мышление, память, звуко-буквенные сопоставления, быстроту реакции, навык словоизменения, умение координации речи с движением, мелкую моторику мышц рук, навык ориентировки в пространстве, правильное речевое дыхание. Тренировать умение детей выражать свои эмоции мимикой. Формировать умения связной речи.

Словарь: названия частей тела.

Грамматическая форма: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, существительных с помощью суффикса -ищ-, существительных множественного числа в родительном падеже; согласование существительных и числительных в роде, числе, падеже; составление сложноподчинённых предложений с союзами «потому что», «для того чтобы», «а».

Оборудование: кукля Катя, игрушки, мяч, чудо-мешочек, сердца из картона, ТСО.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Психологический настрой.

Глазки, глазки, вы проснулись?

Ушки, ушки, вы проснулись?

Щёчки, щёчки. Вы проснулись?

Ручки, ручки, вы проснулись?

Мы проснулись. И к солнцу потянулись!

II Основная часть.

Путешествие в магазин игрушек и встреча с куклой Катей.

Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправится в путешествие в магазин игрушек. Для этого нам нужно закрыть глазки, сделать глубокий вдох и досчитать до трёх: раз, два, три!

Мы с вами очутились в магазине игрушек. Назовите пожалуйста игрушку, которая находится слева от вас, между мишкой и собачкой. (Слева от нас, между мишкой и собачкой, находится кукла).

Совершенно верно, это кукла. Её зовут Катя. Давайте её рассмотрим.

Из каких частей состоит тело куклы?

Что на голове у куклы?

Что на лице?

Что есть у куклы на руках и ногах?

А это что? (Это спина, грудь, живот).

2. Д/и «Назови части тела» (игра с мячом)

Ребята, рассмотрите внимательно куклу Катю и назовите каких частей тела у неё по два (у куклы Кати две руки…ноги, брови, глаза, уха, плеча, ладони, колена, пятки, ступни).

Молодцы! А теперь назовите, каких частей тела у куклы по одному? (У куклы Кати один рот…нос, живот, шея, спина, голова).

А чего у куклы много? (У куклы кати много волос, пальцев, ресниц, ногтей).

3. Д/и «Подумай и ответь»

Сколько глаз у двух кукол?

Сколько ушей у трёх кукол?

Сколько носов у пяти кукол?

Сколько пальцев на правой руке у куклы?

Сколько у куклы пальцев на обеих руках?

Сколько голов у десяти кукол?

4. Физ.минутка.

Топни левою ногой!

Влево шаг! На месте стой,

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево, поворот!

5. Д/и «Измени слова»

Эта Катя просто прелесть, да и другие куклы тоже. Правда? На кого они похожи? (Куклы похожи на маленьких людей).

Верно вы заметили, что куклы похожи на маленьких людей. И все части тела у куклы тоже маленькие. Давайте их назовём.

У куклы маленькая ручка - а у нас большая ручища.

У куклы маленькая ножка - а у нас большая ножища.

У куклы маленькие глазки - а у нас большие глазищи.

У куклы маленький носик - а у нас большой носище.

У куклы маленький ротик - а у нас большой ротище.

6. Беседа. Сравнение куклы и девочки.

Посмотрите сколько общего у нас с куклой Катей. Значит, кукла тоже человек, или мы с вами тоже куклы?

Вот Лера (логопед показывает на девочку). А вот Катюша 9 показывает на куклу). До чего же они похожи! Значит, девочка Лера тоже кукла?

(нет, Лера это девочка)

Лера, подойди ко мне. Мы сравним тебя с куклой.

Что на голове у куклы? А что на голове у Леры?

Волосы у Леры растут? А волосы у куклы растут?

Давайте пощупаем волосы Кати. Какие они на ощупь? (У Кати волосы жёсткие).

А теперь пощупайте свои волосы. Какие они? (У нас волосы мягкие).

Голова у куклы может вращаться самостоятельно? А у Леры?

Для чего кукле руки? Она может ими что-нибудь сделать? (Нет, кукла руками ничего не может сделать).

А сколько всего мы можем сделать с помощью рук! Давайте скажем, для чего же нам нужны руки?

7. Д/и «Чудо-мешочек»

Дети передают по кругу чудо-мешочек и «кладут» в него свой ответ.

8. Пальчиковая гимнастика «Утречко».

Утро настало, солнышко встало.

(ладони с растопыренными пальцами скрестить)

Эй, братец Федя,

(сжать кулак правой руки)

Разбуди соседей!

(большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения)

Вставай Большак!

(большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу левой руки)

Вставай, Указка!

(щелчок по указательному пальцу)

Вставай, Серёдка!

(щелчок по среднему пальцу)

Вставай, Сиротка!

(щелчок по безымянному пальцу)

И крошка Митрошка!

(щелчок по мизинцу)

Привет, Ладошка!

(щелчок в центре ладони)

Все потянулись и проснулись.

(руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки).

9. Д/и «Скажи и покажи»

Ребята, для чего кукле нужны ноги? Она может или самостоятельно двигать? (Нет, кукла не может самостоятельно двигать ногами).

А теперь давайте с вами назовём для чего же нам нужны наши ноги и покажем. (Дети называют и выполняют действия).

10. Продолжение беседы.

Посмотрите внимательно на нашу куклу. Как вы думаете, какое у неё настроение? (Я думаю, что у неё хорошее настроение, потому, что кукла улыбается).

А кукла может изменить выражение своего лица? (Нет, кукла не может изменить выражение своего лица).

А можем ли мы изменить выражения своих лиц? (Да, мы можем менять выражения своих лиц).

Тогда давайте это проверим и выполним упражнение «Мы умеем».

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем восхищаться,

Мы умеем радоваться!

Какова кукла на ощупь? Какая на ощупь Лера? (кукла на ощупь холодная, а Лера тёплая).

Что есть в туловище у куклы? (В туловище у куклы ничего нет).

А что есть внутри у Леры? (внутри у Леры органы).

В груди у Леры, и у каждого из нас, есть маленький моторчик. Догадались, что это? (Это наше сердце).

Давайте проверим, действительно ли у каждого из нас есть сердце. Для этого нам нужно сделать зарядку. (Дети выполняют зарядку).

Послушайте как стучит ваше сердце. А теперь послушайте, стучит ли сердце у Кати?

Почему к куклы сердце не стучит? (Сердце у куклы не стучит, потому что она неживая и сердца у неё нет).

Верно. У каждого из нас есть сердце, у каждого человека есть сердце. Но не каждому человеку говорят, что у него «золотое сердце». В каком случае так говорят? (Варианты ответов детей).

Верно, так говорят о добрых, хороших людях. А вы у меня тоже все хорошие, добрые. Послушные. Поэтому я для вас приготовила подарки. (Логопед раздаёт детям картонные золотые сердца).

Давайте покажем, как бьются наши золотые сердца.

11. Упражнение «Золотое сердце».

Дети встают в круг и берутся за руки. Вдох через нос - все делают шаг вперёд. Выдох через нос - шаг назад. Выполнить несколько таких «ударов сердца».

12. Возвращение в группу.

Каждое путешествие подходит к концу. Подошло к концу и наше путешествие, пора нам возвращаться в нашу группу. Для этого нам нужно закрыть наши глаза и сделать глубокий вдох: раз, два, три - глазками смотри!

III Заключительная часть.

Подвести итог занятия.

Игра «Прочитай слово - ребус»

Дети должны составить слово по первым звукам картинок, расположенных на магнитной доске: «Молодцы».