Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

Тема: Беседа « Времена года ».

Чтение рассказа В.Даля « Старик Годовик »

Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.

Задачи:

Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;

Дать знания о названиях месяцев года в древнем Риме, развивать познавательный интерес к истории развития человечества;

С помощью опыта дать знания о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;

Воспитывать желание познавать новое.

Коррекционная работа: Продолжать закреплять временные представления детей, активизировать работу сохранных анализаторов, ориентировку в пространстве.

Оборудование: Иллюстрированный материал, музыкальное оформление, глобус, листы бумаги, карандаши, текст рассказа, разные виды календарей.

Ход:

1 ч. Вводная игра на внимание « Расставь посты » (с изменением направления).

2 ч. Ребята, отгадайте загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой,

другой молодой,

третий скачет,

а четвертый плачет (4 времени года).

Показ календаря.

- А знаете ли вы, ребята, почему год называют круглым? На макете календаря (настольная игра « Времена года ») покрутите стрелочку « колеса времени »- ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ… вот и прошел год, и так по кругу, до бесконечности…

У человечества есть разные формы отсчета времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы узнаем время суток. А что нам помогает узнать дни, месяца? Правильно, календарь (демонстрация разных видов календарей).

- Календарь это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек день года, а для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы. Кто нам скажет, сколько месяцев в году? Назовите их? Какой сейчас месяц? К какому времени года он относится?

3 ч. Дидактическая игра:

Раздать детям карточки, на которых написаны не по порядку месяц и его порядковое число, дети должны исправить то, что неправильно.

4 ч. Физминутка:

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег, (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег, (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь, (пальчик к губам, шепотом).

5 ч. а) Упражнение « Движение Земли » - карандаш в правой руке в двух пальцах ставим на плоскость, одновременно вращать вокруг.

Вывод: - Земля также вращается вокруг своей оси, проходящей через Северный и южный полюса.

б) показ вращения Земли на глобусе.

Вывод : - Оказывается год это время оборота Земли вокруг Солнца.

Опыт эксперимент: показ детям с помощью глобуса и настольной лампы или свечи смены дня и ночи на Земле.

6 ч. Гимнастика для глаз.

Дети выполняют упражнение по показу.

Вправо - влево, вправо - влево,

Ты глазами посмотри.

Вверх - вниз, вверх - вниз,

Закрывай и отдохни.

Ты зажмурься крепко - крепко,

Поморгай и отдохни.

А потом опять начни!

7 ч. Ребята, вы хотели бы совершить путешествие в историю названия месяцев года? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте: - Во многих странах мира месяцы года называют так, как это придумали в древнем городе Риме. Римляне вначале называли месяцы года по номерам или цифрам: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12… , а затем постепенно некоторые месяцы они переименовали в честь своих богов и героев.

ЯНВАРЬ – в честь бога времени, покровителя путешественников и моряков ЯНУСА;

ФЕВРАЛЬ – в честь большого праздника дня очищения от грехов и плохих поступков ФЕБРУТУСА;

МАРТ – МАРТУС В ЧЕСТЬ БОГА ВОЙНЫ - МАРСА;

АПРЕЛЬ - АПРИКУС – согретый Солнцем расцвет;

МАЙ – назван в честь римского полководца и императора Юлия Цезаря;

АВГУСТ - назван в честь другого императора – Октавиана Августа;

А остальные месяцы остались названы по порядковым числам.

Понравилось вам путешествие по месяцам?

А теперь я вам прочту сказку – загадку, написанную В. Далем более 100 лет тому назад, а вы послушайте и попробуйте отгадать её.

8 ч. В.Даль « Старик-годовик »

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

9 ч. Итог занятия:

Что нового и интересного узнали сегодня?

Как можно показать опыт с вращением Земли?

Из какого города пришли к нам названия месяцев?

О чем еще сможете рассказать друзьям, родителям?

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия для средней логопедической группы. Данный конспект будет интересен учителям-логопедам специальных коррекционных школ, дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми, имеющими ОНР.

Тема: «Времена года»

Цель:

  • Расширение представлений детей о временах года.

Задачи:

1. Образовательные:

  • обогащать словарный запас;
  • формировать знания о диких животных
  • обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.
  • учить воспринимать красоту природы;
  • закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке.

2 .Развивающие:

  • развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать.
  • развивать эстетическое восприятие красоты природы.
  • развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.

3. Воспитательная:

  • воспитывать любовь к природе;
  • доставить детям радость и удовольствие от игр.
  • воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Организационный момент

Дети заходят в зал, встают в кружок.

Логопед: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Давайте теперь прохлопаем в ладоши (хлопаем в ладоши)

Логопед: Здрав-ствуй-те!

Логопед: Посмотрите ребята, кто к нам пришел? (на экране человечек) Ребята посмотрите какой он грустный. Уголки рта опущены вниз. Глазки совсем грустные. Давайте скажем какой наш гость?

(дети отвечают: хмурый, грустный, печальный,)

Логопед: Давайте изобразим, как он напуган.

Дети показывают.

Логопед: Давайте посмотрим на экран. Здесь зашифровано слово.

На мнемотаблице изображены одна туча- много туч, одна капля — много капель. одно дерево и много деревьев, лист -листья, птицы, одежда (одним словом).

Логопед. Рассмотрите внимательно таблицу. Что на ней нарисовано? (Разбирается каждый рисунок.)

(Дети отвечают)

Дети. Здесь нарисованы разноцветные листья (синие тучи, дождь, улетающие птицы, солнце за тучей и т. д.).

Логопед. Какое время года зашифровано на этой таблице? (Осень.) О каком времени года мы будем говорить на занятии? Какая бывает осенью погода? Что происходит с листьями? (Травой, цветами.) Куда улетают осенью птицы? Почему они улетают? (И т. д.)

(Дети отвечают на вопросы.)

Логопед: Так вот почему нашему гостю стало грустно. Птицы улетают на юг, звери прячутся в норы, листья опадают. Наступила осень …Давайте, садитесь на стульчики, и чтобы Вася развеселился мы с вами отправимся на прогулку, на детскую площадку.

Дети садятся на стульчики и делают артикуляционную гимнастику.

- «Качели».

- «Горка »

Теперь человечек решил пойти на песочницу и покапать лопаткой

Язычок широкий гладкий получается лопатка «Лопаточка»

Теперь человечек решил построить «Пароходик » из песка

Дети делают упражнение Парус и гудят горлышком.

Логопед: Ну вот мы с вами погуляли, а теперь Ребята давайте посмотрим как чувствует себя наш гость (смотрят на экран, и видят, что человечек губки поджал). С человечком произошли изменения, что с ним стало? Он кажется замерз. Давайте изобразим как он замерз. Сожмем губы и обнимем плечи.

Дети изображают.

Логопед: посмотрите на экран, какое слово здесь зашифровано.

На экране мнемотаблица.

На презентации зимний лес. Звук ветра.

Логопед: Ой, ребята, что происходит? Была осень, а теперь все деревья белыми стали? Какое сейчас наступило время года?

Дети: Зима

Логопед: а как вы догадались? Зима какая?

Дети отвечают полностью

Дети: Зима холодная, снежная, и т.д.

Зимой солнце маленькое, тусклое.

Небо затянуто серыми облаками.

Часто идет снег. На земле лежат сугробы.

Деревья стоят голые.

Дети для птиц вешают кормушки.

Люди одеваются в теплую одежду.

Заяц и белка меняют окраску, а медведь спит в берлоге.

Дети зимой лепят снеговика.

Логопед: Давайте покажем, как дует сильный ветер зимой.

Дети показывают указательный пальчик рисуют большую спираль и произносят звук ЗЗЗЗ, потом ветер затухает (голос затухает) ССССС.

На презентации зимний лес.

Логопед: Давайте посмотрим на человечка, он у нас по-прежнему замерз.

Логопед: давайте покажем как его подбородок дрожит от холода (дети обнимают плеч, прижимаются друг к другу, делают упр «Барабан»)

ДДДДДДДДДДДД (трясутся от холода)

Человечек замерз ему нужно отогреться

Будем пить мы крепкий чай,

ну-ка чашку подставляй. » Чашечка»

Обожгли язычок надо его остудить

(похлопали губами пои язычку ПЯ-ПЯ-ПЯ)

Логопед: а чтобы согреться нам надо поиграть.(посмотреть на работе)

Физминутка

Логопед: Дети посмотрите наш друг он совсем согрелся и улыбается.

На презентации человечек улыбается.

Логопед: Отгадайте мою загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце.) Как ласково называем его? (Солнышко.) Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.

Расслабление. Подул холодный ветер, вам холодно.

Напряжение.

Опять засверкало солнышко. Расслабление.

На экране весна. человечек улыбается.

На презентации мнемотаблица, зашифровано слово весна.

Дети: наступила весна!

Логопед: А весна какая?

Дети отвечают

Логопед: А какие признаки весны вы знаете?

Дети называют признаки весны

Логопед: чтобы человечек снова не загрустил нужно поиграть с ним в мяч.

Дети играют в мяч и соединяют звуки (Логопед называет звуки, а дети их соединяют, возвращают мяч говоря слово полностью). Наш человечек развеселился и решил загадать дать нам задание, чтобы отгадали его имя. Логопед называет звуки дети соединяют – Саша.

Логопед: Дети посмотрите, что мы видим на экране.

На презентации мнемотаблица, зашифровано слово лето.

Дети: наступило лето!

Логопед: А лето какое?

Дети отвечают

Логопед: А какие признаки лета вы знаете?

Дети называют признаки лета

Логопед: Дети посмотрите наш Саша улыбается

Дети выполняют дыхательные упражнение.

Логопед: Посмотрите какие замечательное поле на картинке.

Логопед: Давайте понюхаем цветы на нашей полянке.

Гимнастика Стрельниковой (нюхаем цветы).

«Ладошки»

«погончики»

Итог занятия.

Логопед: Посмотрите наш гость очень рад давайте улыбнемся и помашем ему рукой. До свидания!

Логопед: А теперь давайте вспомним, что мы сегодня видели? Чем занимались?

Дети отвечают.

Логопед: Теперь давайте скажем всем до свидания и вернемся в группу.

Белова Наталия Юрьевна,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 33,
г. Красногорск

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,

1.воспитательная задачи:

3.Задачи на развитие речи:

Тема занятия: «Четыре времени года».

1.воспитательная задачи:

Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

Учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

2. Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

Развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками.

3.Задачи на развитие речи:

Закреплять умение описывать предмет по его основным признакам;Тема занятия: «Четыре времени года».

1.воспитательная задачи:

Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

Учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

2. Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

Развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками.

3.Задачи на развитие речи:

Закреплять умение описывать предмет по его основным признакам;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Четыре времени года».

Программное содержание:

1.воспитательная задачи:

Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

Учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

2. Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

Развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками.

3.Задачи на развитие речи:

Закреплять умение описывать предмет по его основным признакам;

Материал к занятию:

Музыка, овощи и мешочек, подбор картинок, игрушка Буратино, мяч, листочки, пуговки, клей, салфетки, ягоды рябины, фломастеры.

Предварительная работа:

Поход в лес, к реке, по улицам села. Уборка территории детского сада вместе с воспитателем и родителями. Чтение стихов, рассказов о природе, рассматривание иллюстрационного материала, рисование пейзажей.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под песенку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам»:

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли!

Вос – ль: В нашей группе дружат все дети и взрослые.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. С вами мы подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.

Вос – ль: Сегодня мы с вами поговорим о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем. А природа наградит нас чудесными дарами.

С давних пор человек наблюдал за природой: собирал приметы, придумывал стихи, загадки, пословицы и поговорки и передавал их от отца к сыну, от матери к дочери. Вот и получается, что мы не только о временах года поговорим, но и о нашей земле – России, о нашей Родине. Почему? Потому что такая зима, такая весна, такие лето и осень бывают только у нас. В других землях и странах все по иному.

Вос – ль: Какое сейчас время года?

Д: Осень.

Вос – ль: Какая внашем краю осень?

Д: Холодная, теплая, пасмурная, солнечная, дождливая, разноцветная (просмотр картин осени)

Вос – ль: что хорошее вы знаете о осени? Что осенью плохо? Что такое урожай?

Игра «Чудесный мешочек»

Вос – ль: Прислала вам осень свои дары – спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопаты, выкопайте ими овощи. Опустели сады и огороды, а все овощи фрукты оказались в чудесном мешочке. Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке. Достаньте это и опишите.

Вос – ль: Вот прошла осень и наступила…(Зима)

Вос – ль: Какая зима в нашем краю?

Д: Снежная, холодная, долгая, белая, веселая.

Физкультминутка «Зимние ветры»

Вос – ль: Какие зимние игры вы знаете?

Д: Санки, лыжи, снежки, коньки.

Вос – ль: А какой бывает зимой праздник?

Д: Новый год

Вос – ль: Устали от снегов и буранов

И из под снега очень нежно

Появляется подснежник.

Растопило солнце лед,

В гости к нам весна идет.

Вос – ль: что происходит весной?

Д: Все просыпается, появляются первые цветы, все оживает: животные, насекомые, птицы. Все радуется весне.

Загадки о весне.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

(весной)

Что вниз вершиной растет?

(сосулька)

Синенькая шубка покрыла весь мир.

(небо)

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Пробуждается от сна.

(медведь)

Вос – ль: За собой ведет весна какое время года?

Д: Лето.

Вос – ль: Какое лето в нашем краю?

Д: Теплое, солнечное, ясное, красное, ласковое, зеленое, долгожданное.

Вос – ль: Что хорошего приносит с собой лето? Что летом может быть плохо? Приглашает нас лето поиграть.

Игра «Кто лишний» (выбрать несоответствующую картинку)

Слышится стук в дверь, появляется Буратино.

Бур – о: Ой – ой – ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы, ребята, что сделали полезного для своего садика?

Д: Сажали цветы на участке, убирали листья, собирали семена цветов, поливали цветы.

Бур – о: Я вот нашел листья, но знаете, они какие – то очень грустные. Посмотрите на них. Они не умеют улыбаться. А вы умеете? Ну скорее улыбнитесь. А как же нам их развеселить? Что такое радость? Покажите, рассмешите.

Вос – ль: А давайте, ребята, сделаем веселое лицо листочкам и оставим в нашей теплой группе, чтобы им всегда было весело. Давайте сначала попробуем сделать глазки. А теперь что мы сделаем? (носик) Но и конечно дорисуем улыбку. Пусть теперь это все подсохнет, а мы посмотрим, что у нас получилось. Листочки получились у нас очень веселыми.

Бур – о: А я на прощанье хочу поиграть с вами в мяч. Я буду вам его бросать, а вы рассказывать, что вам на этом занятии понравилось. (Буратино прощается с детьми)

Вос – ль: Вот какие чудесные времена года побывали у нас. И мы с вами тоже молодцы. Все мы знаем о нашей природе, о нашей погоде.