Прежде, чем приступить к рассмотрению такой темы как свойства воздуха давайте сначала поговорим о том, что же такое воздух.

Итак, под понятием воздух принято понимать смесь различных газов, которые растворяются в воздухе. Если говорить о воздухе и его составе стоит напомнить, что в состав воздуха входит азот, и его процентная доля составляет 78% от всего объема, кислород в свою очередь имеет всего 21% объема, прочие инертные газы, которых еще называют благородными занимают примерно 1% от всего объема. Остальной объем разделяют между собой оксид углерода IV валентности, примеси и пары воды.

Из школьного курса химии мы знаем, что в зависимости от местности и климата процентное содержание различных примесей, воды и вышеупомянутого оксида углерода может варьироваться.

Как же образуется диоксид углерода?

В природе такое соединение возникает при горении разных предметов и материалов, гниении и разложении, а также при дыхании всех живых организмов. Однако стоит уточнить, что наибольшее количество CO2 появляется в атмосферном пространстве именно благодаря жизнедеятельности человека.

Однако, после всех исследований, которые проводились по изучению воздуха, было доказано, что даже несмотря на активную жизнедеятельность человека все равно диоксид углерода находится в пределах нормы и в большинстве случаев не превышает предел в 0,03% от общего объема.

Если же говорить о содержании водных паров в воздушном пространстве, то количество может быть совершенно различной. Ученые установили, что процентное содержание паров воды может быть от сотых процента так и доходить до нескольких полноценных процентов. Данное содержание напрямую зависит от погодных условий и температуры.

Для того, чтобы точно определить в Вашем помещении можно обратиться в частную исследовательскую лабораторию "ЭкоТестЭкспресс", где в кратчайшие сроки специалист возьмет пробы воздуха на экспертизу, а опытные химики исследуют взятый материал на разнообразные тесты.

Химические свойства воздуха

Понять химические свойства воздуха довольно просто, для этого достаточно просто понимать свойства кислорода.

Как уже было сказано ранее в воздухе находится примерно 21% кислорода от общего объема. Сам по себе кислород имеет так называемые окислительные свойства, которые позволяют разгораться, сгорать или окисляться множеству различных материалов и веществ. Поскольку на бумаге практически невозможно воссоздать химические свойства воздуха все уравнения сгорания записывают именно на счет кислорода т.к. это главный окислитель в воздухе.

Физические свойства воздуха

Ключевые физические свойства являются одинаковыми для всех, а именно в физических свойствах мы описываем температуру, плотность, удельную теплоемкость, динамическую вязкость, кинетическую вязкость и многое другое. Но какие свойства воздуха нам интересны?

Для того, чтобы описать воздух и его свойства с физической точки зрения нам интересны именно температурные значения. Другими словами нам интересна только температура воздуха, ведь основная характеристика физических свойств воздуха строится именно на температуре.

Ученые выяснили, что при изменении температуры физические свойства воздуха изменяются с определенной зависимостью. После того, как это было проверено были описаны физические свойства воздуха таблица, в которой отображают все необходимые значения тех или иных параметров. Все эти параметры создают максимально полную характеристику физических свойств. Стоит также отметить, что в этих таблицах прописаны значения для каждого градуса воздуха.

Конечно, нас интересует и относительная влажность воздуха, но что это такое? Итак, при описании такого понятия как основные свойства воздуха с физической стороны под относительной влажностью воздуха обычно понимают отношение водяных паров к их максимальному количеству возможного содержания при определенной температуре и давлении. Все это высчитывается в единицу воздуха. После того, как было произведено сотни опытов было установлено, что чем выше давление и меньше температура относительная влажность воздуха возрастает. Если Вы хотите провести исследование воздуха на можно обратиться в нашу лабораторию.

Также стоит уделить внимание и такому понятию как вязкость воздуха. Также как и относительная влажность воздуха, вязкость воздуха также зависит от температуры, только в данном случае с увеличением температуры возрастает и вязкость. Это касается и кинетической и динамической вязкости.

Какая связь между кинетической и динамической вязкостью? Из школьных курсов мы можем вспомнить, что между этими двумя понятиями осуществляется через плотность, а точнее величину плотности воздуха.

Для того, чтобы провести несколько исследований воздуха, включая исследование химического состава воздуха, микробиологический анализ воздуха и прочее не нужно искать несколько лабораторий, тратить огромное количество времени и сил для того чтобы произвести анализ. Наша независимая исследовательская лаборатория "ЭкоТестЭкспресс" осуществляет несколько видов анализа воздуха, также множество других исследований, включая , тем самым давая возможность выбрать необходимое и заказать те услуги, которые Вам нужны. Специалисты выезжают по всей территории Москвы и Московской области для того, чтобы качественно взять пробы воздуха и провести исследования.

История открытия таких понятий как воздух и его свойства

Мы говорим о воздухе, но не задумывались о том, как же исследовали и открывали воздух. Но давайте начнем с самого начала.

В древних народах, включая Грецию и Рим воздух считали чем-то личностным и персональным веществом. Философ древней Греции Анаксимен в своих учениях писал, что воздух служит основателем всего существующего. В дальнейшем он не остановился на познании воздуха и одним из первых начал говорить (а в дальнейшем и рассматривать) воздух как один из главных элементов природы.

Конечно, Анаксимен не подозревал о том, что воздух имеет массу и только Аристотель смог сказать о том, что воздух имеет массу.

После, конечно, многие ученые стремились понять свойства воздуха, но большинство попыток были тщетны. Единственным, кто смог сформулировать первые научные теории стал александрийский ученый Герон, который жил в 140-х годах до нашей эры. В своих учениях он высказывал следующее мнение: “Сосуды, которые кажутся большему количеству людей пустыми, на самом деле они не пусты, а наполнены воздухом... Воздух образован частицами маленькими и лёгкими, в своём большинстве невидимыми... Отсюда должно быть принято, что воздух материален. Приведённый в движение, он становится ветром (так как ветер есть не что иное, как воздух в движении)”.

Состав воздуха пытались узнать многие, но первым, кому действительно показать насколько сложен состав воздуха были именно древние китайские ученые. Китайские химики указывали в своих сочинениях множество фактов, но основательности они не имели. Из европейских мыслителей свои мысли по поводу состава воздуха сказал Леонардо до Винчи, который жил в конце пятнадцатого века. Однако, опытным и экспериментальным путем, а также стал известным химический состав воздуха многим примерно в восемнадцатом веке.


Закажите бесплатно консультацию эколога

Вес воздуха

Как мы все знаем воздух имеет хоть и незначительный, но вес. К примеру, научно доказали, что даже в совершенно пустой бутылке будет воздух, вес которого составляет больше одного грамма. Как говорят ученые: своим весом воздух давит на нас, а также на все окружающие нас предметы.

Были произведены различные опыты, которые показали, что воздух даже в пустой таре необходим. Яркий пример: что будет, если выкачать воздух из обычной консервной банки. Как мы знаем без воздуха железная тара просто сплющится.

В повседневной жизни вес воздуха нам знать не обязательно, достаточно просто понимать, как именно он помогает нам в жизни. Для того, чтобы произвести замеры воздуха на достаточно обратиться в нашу компанию "ЭкоТестЭкспресс", ведь наша лаборатория, с новейшим оборудованием поможет Вам в исследовании воздуха.

Если Вам интересны такие запросы как свойства воздуха 3 класс, свойства воздуха 2 класс, а также более информативные вопросы как свойства воздуха доклад или основные свойства воздуха 5 класс стоит обратиться в нашу лабораторию, где опытные специалисты и эксперты своего дела расскажут Вам о всех свойствах, которые могут Вас заинтересовать.

Подвижность воздуха

Еще одним довольно важным свойством воздуха является его подвижность. Подвижность воздуха определяется как раз скоростью движения воздуха. Что же такое скорость движения воздуха?

Итак, скорость движения - это число метров, которые проходит воздух за одну секунду времени. Как раз подвижность воздуха влияет на то, как быстро будет охлаждаться воздух. Если говорить научным языком, то это все проходит благодаря влиянию воздуха на теплопотери путем конвекции и потоиспарения.

Для человека это заметно немного, с другой стороны. Незначительная подвижность воздуха при повышенной температуре содействует ее скорому охлаждению, а пониженная температура в сочетании с высокой подвижностью воздуха способствует переохлаждению тела.

Из личного опыта мы знаем, что любой мороз в тихую погоду переносится легче, чем при сильном ветре. Умеренный ветер, как бы мы того не хотели оказывает бодрящее действие (5-7 м/сек).


Но зачем нам нужна эта подвижность воздуха? Подвижность воздуха является необходимой, поскольку способствует вентиляции зданий, помещений, приводит к самоочищению воздуха от загрязнений. Наиболее благоприятная скорость движения атмосферного воздуха - 1-5 м/сек, в помещениях - 0,1-0,3 м/сек. Для того, чтобы провести различные исследования, включая можно обратиться в "ЭкоТестЭкспресс".

Стихия Воздух

Люди стихии Воздуха бывают холодны и расчетливы. Однако обладают достаточно ровным характером, не склонны к перепадам настроения и хорошо сходятся с представителями других Стихий. Люди Воздушной стихии необходимы другим людям, как необходим Воздух, так как они отличаются редкой общительностью и приятностью характера.

Стихия Вода

Знаки Воды живут эмоциональной жизнью. Они непостоянны и очень чувствительны. Воспринимают людей и события через чувства и эмоциональный отклик. Им нужна романтика, возвышенность. Вода всегда нуждается в поддержке, в подтверждении своих взглядов, так как все время сомневается. Водные знаки уязвимы и восприимчивы, могут хранить обиды.

Иногда эти стихии тянутся друг к другу, но из этого редко получается что-то толковое: или полный штиль, или грозный шторм — всегда или слишком мало, или чересчур для гармоничного союза. В отдельный случаях Воздух может надуть паруса семейного корабля, чтобы он заскользил по Воде уверенно и в правильном направлении. Для этого партнерам нужно преодолеть разногласия, вызванные противоречиями стихий – для водных знаков характерны тяжелый нрав, чувство собственности, ревность, а Воздуху нужны свобода действий и легкость в общении.

Совместимость партнеров по стихиям

Сочетание этих стихий не очень хорошее – водные знаки (Рак, Скорпион и Рыбы) живут чувствами, а воздушные (Близнецы, Весы и Водолей) - нет. Но не редко эти стихии притягиваются друг к другу – это подобно фатальности. Воздушный знак восторгается чувствительностью и восприимчивостью, таинственностью и загадочностью, а также интуицией водного знака, а водному знаку нравятся коммуникабельность, умение общаться, хороший интеллект и разносторонность интересов воздушного знака.

Из-за собственнических наклонностей характера воды воздушный человек не может ощущать себя свободным. Так же, как и огонь, вода угнетает воздух собственными кипучими эмоциональными всплесками. А это в свою очередь, довольно часто приводит к разрыву отношений. Очень часто воздушный человек уходит первым.

В самом начале развития этих отношений партнеры, как часто случается между антагонистическими стихиями, бывают всецело поглощены друг другом: воздух стремится понять непонятную смену расположение духа водного человека, завороженного блеском ума и умением общения человека воздуха. В сексе им обоим необходима романтика и возвышенность. Но уже довольно скоро они начнут понимать, как непохожи друг на друга и как им становится тяжело быть вместе. Водные знаки нуждаются в понимании и стабильность, каких воздушные знаки не могут им дать. Чем дольше воздушный человек будет общаться с водным – тем больше он будет понимать, что ему тяжело понять водного человека и переживать по этому поводу – и его переживания будут передаваться водному человеку, который очень чувствителен, водный человек начнет чувствовать себя неуютно вместе с воздушным.

Недостатки в отношениях партнеров

Во взаимоотношениях воды и воздуха нередко восхищение воздухом чувствительностью и таинственностью воды, переходит в непониманием изменчивого эмоционального состояния водного человека. Водный же партнер, плененный, в начале отношений, интеллектом и коммуникабельностью человека воздуха, не будет способен долго терпеть его беспристрастность и рассуждения. Но если люди этих стихий смогут научится понимать друг друга правильно, их брак может быть продуктивным и хорошим: воздух научит воду беспристрастно, рассудительно думать и раскованно контактировать с другими людьми, а воздушный человек может научится у водного человека улавливать чувства других людей.

Совместимость стихий Зодиака (Воздух + Вода)

Много чудес создала волшебница-природа. И пожалуй, самое удивительное из них - вода. Ежедневно сотни миллионов людей встречаются с этим простейшим по химическому составу веществом, совсем не задумываясь о его поразительных свойствах. Вода - и это знает каждый - необходима для существования животных и растений, для нашей собственной жизни. Известно, что органическая жизнь на нашей планете зародилась в воде и развивается благодаря ей, точнее - благодаря содержащимся в водных растворах питательным элементам. Но многие ли представляют себе, что и образование этих особых элементов и перенос их к поверхности Земли, и накопление в нужных количествах происходит с участием (и в большинстве случаев очень активным) водных ресурсов? Эта особенность воды объясняется тем, что у большинства попадающих в раствор веществ разрушаются внутримолекулярные связи, вещества как бы распадаются на отдельные ионы, так что раздробленным молекулам со свободными химическими связями становится легче вступать в разнообразные реакции. Именно этим объясняется высокая активность воды.

Вода не только способствовала зарождению органической жизни на земле. Она активно воздействовала на формы поверхности нашей планеты: бытро текущие потоки промывали рытвины и целые ущелья как в мягких так и в твердых породах; в обширных относительно спокойных водоемах отлагались песчинки и глинистые частицы. За многие миллионы лет подобные слои осадков могли достигнуть 1000-метровой толщины. Процессы изменения земной поверхности с участием воды происходят и сейчас: морской прибой, например, разрушает побережья; бурные обрушивают крутые берега; , воздействуя сотни и тысячи лет, постепенно разрушают самые стойкие скальные ; на отмелых участках рек и озер под влиянием течений появляются песчаные косы и намывные острова. Человек вынужден всегда принимать в расчет эту деятельность природных вод. Вода способна растворять великое множество веществ самого различного состава. А поэтому природные воды никогда не сводятся к простейшей химической формуле; в них всегда присутствуютте или иные примеси и соединения, в том числе практически все необходимые для питания живых организмов вещества. Любое животное состоит в значительной степени из воды: она составляет не менее девяти десятых общей массы их тела.
Згу жизненную необходимость бесценной влаги люди унаследовали от своих «неразумных» хвостатых пращуров. Впоследствии древний человек, жившей по большей части в жаркой климатической зоне, сделал воду предметом религиозного поклонения. Сколько источников, речек, озер стали считаться в народе святыми! Вспомним хотя бы «славное море священный » или индийскую Гангу (Ганг), до сих пор почитаемую священной рекой. Немало божеств - от древнеегипетской богини Тефнут и таинственного бога Эа, наделенного рыбьим хвостом, - люди посвящали воде. Для эллинских философов-материалистов вода была одной из четырех - пяти стихий, которые составляли всю живую и неживую природу.

Современная наука также признает великую роль воды на Земле. Одна из концентрических оболочек нашей планеты так и называется гидросферой, или водной оболочкой. Опять-таки условно эту оболочку подразделяют на (океаносферу) и . Океан представляет собой гигантский резервуар влаги, заполняющий систему крупных понижений земной поверхности. Необходимо подчеркнуть, что воды образуют единое целое, т. е. все его части взаимосвязаны между собой. В происходит выравнивание физических и химических характеристик в планетарном . Различия этих характеристик в отдельных морях по окраинам великого земного водоема относительно невелики и носят второстепенный характер. Иная картина получается, если мы займемся водами суши. Эта составная часть гидросферы разделена на множество отдельных бассейнов, либо связанных с океаном, либо нет (бессточных). В каждом отдельно взятом бассейне качество воды может существенно отличаться от других, даже непосредственно соседствующих бассейнов. Особенно разнообразны отличия в бассейнах, не имеющих связи с океаном, именно поэтому растительный и животный мир рек и озер более разнообразен, чем органический мир океана.

К водам суши относятся и , почти столь же разнообразные, как и поверхностные. Однако, если большинство поверхностных вод суши пресные, т. е. содержат ничтожно мало растворимых минеральных солей, то в подземном мире наблюдается обратная картина: большинство подземных вод является минерализованными, причем иногда настолько сильно, что могут при определенных условиях образовывать рудные месторождения. Скопления ценных подобного типа так и называется гидротермальными, т. е. созданными деятельностью текучих вод с высокой температурой.

Существенно то обстоятельство, что между океа-носферой и водами суши имеется постоянная взаимосвязь: реки, впадающие в моря, сбрасывают в океан континентальные воды, небольшая часть которых может непосредственно вернуться на сушу через подземные трещины в прибрежной зоне, однако основная масса возвращается на континент иным путем: после испарения с поверхности океана влага попадает в атмосферу, где собирается в ; гонит эти облака в сторону суши, где они, проливаясь дождями, снова попадают в ручьи и реки. Таким путем совершается вечный круговорот воды в природной сфере. Итак, вода в природе встречается в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Наиболее привычно нам ее жидкое состояние. Но на поверхности Земли вода находится и в твердом состоянии: в виде льдов и многолетних снегов. Ледники и вечные снега занимают около десятой части общей поверхности суши. Материковый ледниковый покров не остается неизменным во времени. Площадь, занятая , может то увеличиваться, то уменьшаться. Эти изменения определяются колебаниями : в более холодные периоды, когда материковые льды «расползаются» по поверхности планеты, наступают, как говорят ученые, ледниковые эпохи. В противоположном случае на Земле происходит потепление. Именно в такую эпоху потепления и живем сейчас мы с вами.

Общее оледенение поверхности планеты влияет на уровень Мирового океана. Таяние многолетних льдов приводит к повышению его уровня и к наступлению моря на низменные участки суши, а следовательно, непосредственно воздействует на живые организмы, которые здесь обтают, а также и на человеческое общество. Существенной частью общего является испарение. Выше уже было сказано об испарении с поверхности океана, но подобный процесс (хотя и в меньшем объеме) происходит и над континентами. Под действием солнечного тепла частицы воды переходят в газообразное состояние и поднимаются в атмосферу, самую внешнюю, воздушную . Водяной пар составляет количественно незначительную часть атмосферы (около 4%), но эта атмосферная влага (большая ее часть пребывает даже в виде ледяных кристалликов) имеет очень большое значение. Именно из нее образуются облака, проливающиеся благотворными дождями, так необходимыми для всего живого на нашей планете.
Но основная часть атмосферы состоит из химически чистых газов. Некоторые из них нейтральны лдя живых существ (азот, инертные газы), другие влияют на организмы - либо положительно (кислород), либо отрицательно (окиси углерода). Надо отметить, что само существование кислорода обусловлено процессом фотосинтеза, происходящим в зеленых растениях. Таким образом, необходимый для дыхания животных, в значительной степени сам является продуктом жизнедеятельности организмов низшего трофического уровня. Количество кислорода на Земле в течение миллиардов лет ее истории не оставалось неизменным. Оно постоянно увеличивалось, значительно - в последние 300 - 400 млн. лет, когда существенно возросла глобальная масса зеленых растений, что повлияло на интенсификацию процессов фотосинтеза, в результате которых зеленые растения разлагают (под воздействием солнечного света) углекислый газ, высвобождая кислород. Земная несет еще одну важную функцию: она защищает поверхность планеты от жесткого космического излучения. Без такого щита органическая жизнь была бы вообще невозможна. Именно поэтому ученые с такой тревогой относятся к процессам локального разрушения атмосферы (это прежде всего - озоновые дыры, возникающие, как полагают, из-за промышленной деятельности людей).
За последние десятилетия и атмосфера стали важными индикаторами отношения человека к . Загрязненные промышленными отходами воздух и вода становятся нередко губительными для жизни. И природа как бы подает человеку сигнал опасности. И мы должны отреагировать на него, чтобы наши дети и внуки смогли наслаждаться чистой едой, вдыхать свежий воздух, любоваться закатами и рассветами.

На страницах блога мы много рассказываем о самых разных химических веществах и смесях, но у нас еще не было рассказа об одном из важнейших сложных веществ - о воздухе. Исправим это и расскажем о воздухе. В первой статье: немного истории изучения воздуха, его химический состав и основные факты о нем.

Немного истории изучения воздуха

В настоящее время под воздухом понимают смесь газов, образующих атмосферу нашей планеты. Но так было не всегда: долгое время ученые думали, что воздух - это простое вещество, целостная субстанция. И хотя многие ученые высказывали гипотезы о сложном составе воздуха, дальше догадок дело не шло до XVIII века. Кроме того, воздуху придавали философское значение. В Древней Греции воздух считался одной из основополагающих космических стихий, наряду с землей, огнем, землей и водой образующих все сущее. Аристотель относил воздух к подлунным легким элементам, олицетворяющим влажность и тепло. Ницше в своих трудах писал о воздухе, как о символе свободы, как о наивысшей и самой тонкой форме материи, для которой не существует преград.

В XVII веке было доказано, что воздух - это материальная сущность, вещество, свойства которого, например, плотность и вес, можно измерить.

В XVIII веке ученые проводили в запаянных химических сосудах реакции воздуха с различными веществами. Так было установлено, что поглощается примерно пятая часть объема воздуха, а оставшаяся часть горения и дыхания не поддерживают. В результате был сделан вывод, что воздух вещество сложное, состоящее из двух составляющих, одна из которых, кислород - поддерживает горение, а вторая - азот, «испорченный воздух», не поддерживает горение и дыхание. Так был открыт кислород. Чуть позднее получен в чистом виде азот. И только в самом конце XIX века были открыты аргон, гелий, криптон, ксенон, радон и неон, тоже имеющиеся в составе воздуха.

Химический состав

Воздух состоит из смеси примерно двадцати семи различных газов. Примерно на 99% - это смесь кислорода и азота. В составе оставшегося процента: водяной пар, углекислый газ, метан, водород, озон, инертные газы (аргон, ксенон, неон, гелий, криптон) и другие. Например, в воздухе часто можно обнаружить сероводород, угарный газ, йод , оксиды азота, аммиак .

Считается, что в чистом воздухе при нормальных условиях содержится 78,1% азота и 20,93% кислорода. Однако в зависимости от географического положения и высоты над уровнем моря состав воздуха может различаться.

Существует еще такое понятие, как загрязненный воздух, то есть воздух, состав которого отличается от природного атмосферного за счет наличия загрязняющих веществ. Эти вещества бывают:
естественного происхождения (вулканические газы и пыль, морская соль, дымы и газы от природных пожаров, растительная пыльца, пыль от эрозии почв и т.п.).
антропогенного происхождения - возникшие в результате промышленной и бытовой деятельностью человека (выбросы соединений углерода, серы, азота; угольной и другой пыли от горнодобычи и промышленных предприятий; отходы сельскохозяйственного производства, промышленные и бытовые свалки, аварийные разливы нефти и других опасных для окружающей среды веществ; газовые выхлопы транспортных средств и т.п.).

Свойства

Чистый атмосферный воздух не имеет цвета и запаха, он невидим, хотя его можно ощутить. Физические параметры воздуха определяются следующими характеристиками:

Массой;
температурой;
плотностью;
атмосферным давлением;
влажностью;
теплоемкостью;
теплопроводностью;
вязкостью.

Большая часть параметров воздуха зависят от его температуры, поэтому существует множество таблиц параметров воздуха для различных температур. Температуру воздуха измеряют с помощью метеорологического термометра , а влажность - с помощью гигрометра .

Воздух проявляет окислительные свойства (за счет большого содержания кислорода), поддерживает горение и дыхание; плохо проводит тепло, хорошо растворяется в воде. Его плотность уменьшается по мере увеличения температуры, а вязкость увеличивается.

Из следующей статьи вы узнаете о несколько несколько интересных фактов о воздухе и его применении.

valentina daruschina
«Вода и воздух». Формируем у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух)

Тема : «Вода и воздух » .

Цель : формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода , воздух , развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить делать простейшие умозаключения, раскрывать причинно-следственные связи. Расширять имеющиеся знания детей о значении воды и воздуха в жизни человека . Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал : по 2 стакана с водой, пластмассовые трубочки, тарелочки, салфетки, листки бумаги, простой карандаш, камушки, спички, кнопки, кусочки ваты, кусочки бумаги, соль, сахар, песок, цветные льдинки.

Ход экспериментирования: (дети сидят за столом)

Воспитатель : - Сегодня мы с вами будем учеными и проведем эксперименты с предметами неживой природы . Скажите, а что относится к объектам неживой природы и живой природы .

Живая природа – это то , что растет, передвигается, размножается (животные, птицы, рыбы, насекомые, растения) .

Неживая природа – воздух , вода , камни, земля, горы.

Сегодня мы с вами поговорим о таких объектах неживой природы , как вода и воздух . Отгадайте загадку :

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране …

Как сосулька, замерзает.

В дом туманом к нам вползет.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем… (вода )

Воспитатель : - Может ли человек прожить без воды? Почему? (ответы детей ) Для чего еще нужна вода ? (пить, мыться, стирать, купаться, поливать, готовить еду, спасает нас от жары). Да, без воды нам не прожить. А какие вы еще знаете превращения воды? (в лед, в снег, в пар) . Когда вода превращается в лед ? (на морозе, занести замороженные льдинки, разложить их детям на столы на тарелки). Посмотрим, что произойдет с ними к концу занятия.

Воспитатель : - А теперь поговорим о другом объекте неживой природы , отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем говорить :

Он прозрачен, невидим,

Но всем нам необходим.

И куда мы ни пойдем,

Мы везде его найдем! (воздух )

Для чего нужен воздух ? (человек дышит воздухом . Попробуйте закрыть нос и рот) . Мы видим воздух (нет) Значит, он какой (невидимый, прозрачный) . А хотите увидеть воздух ? Что для этого надо сделать? (ответы детей ) . Предлагаю провести эксперимент : возьмите трубочки и опустите их в стакан с водой, подуть. Описать, что происходит. Выходят пузырьки – это и есть воздух . Мы ощущаем воздух ? (нет) . Потрогайте воздух . А теперь подуйте на ладошку. Что чувствуете? Теперь подышите. Делаем вывод : воздух может быть холодным и теплым. Когда воздух теплый ? (летом) . А когда холодный? (зимой) . Как называется движение воздуха ? (ветер) . Воздушные массы с Севера – это северный ветер (холодный) . Воздушные массы с Юга – это южный ветер (теплый) . Предлагаю сделать ветер с помощью веера. Воздух находится везде вокруг нас, со всех сторон.

Физкультурная пауза : «Цветы» .

Раз, два, три – выросли цветы. К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло. Ветерок пролетал, стебелечки покачал.

Влево качнулись, низко пригнулись. Вправо качнулись, низко пригнулись.

Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость несут.

Воспитатель включает музыку воды. Кто что представляет? Давайте снова вернемся к воде. Что с тало с нашими разноцветными льдинами? (они превратились в воду, растаяли) . Почему они растаяли? (тепло) . Делаем вывод : вода на морозе превращается в лед, а в тепле лед превращается в воду. Что можно сказать о воде? Какая она? (прозрачная, не имеет запаха, цвета, бывает холодная, теплая, горячая) . В ваших стаканчиках налита вода . Подуйте на нее. Что мы видим? (вода приходит в движение ) . А можно воду услышать? Где моно услышать? (в кране, в реке, водопад, морской прибой) Предлагаю перелить воду из одного стакана в другой, медленно, тонкой струйкой. Что мы слышим (вода журчит , переливаем несколько раз. Слушаем журчание воды). А теперь проведем разные опыты и посмотрим, как растворяются в воде разные вещества. У меня есть сахар, соль, песок. (растворяем по очереди сахар, соль, песок в одном стаканчике) . Делаем вывод : сахар и соль в воде растворяются, а песок не растворяется. Теперь проверим, как предметы тонут в воде. (в стаканчик с водой бросаем камушки, кнопки железные, деревянные палочки, кусочки ваты, бумажки). Делаем вывод : тяжелые предметы тонут, а легкие плавают. А человек может утонуть? Что надо делать, чтобы не утонуть? (выходит ребенок, читает стихотворение о воде) .

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить :

Без воды нам не прожить!

В озере ее найдете ,

И в лесном сыром болоте

Путешествует всегда

Наша спутница вода !

Подводим итог.

Воспитатель : - Чем же сегодня мы с вами сегодня занимались? (проводили опыты, эксперименты с водой и воздухом ) . А теперь проверим, как вы все запомнили. Поиграем в игру «Правильно - неправильно» .

1. Воздух прозрачный (прав.)

2. Воду нельзя увидеть (неправ.)

3. Вода льется , журчит (прав.)

4. Ветер – это движение воздуха (прав.)

5. Соль растворяется в воде (прав.)

6. Камень не тонет в воде (неправ.)

7. Вода превращается в лед на морозе (прав.)

8. Деревянная палочка тонет в воде (прав.)

9. Воду можно увидеть и услышать (прав.)

10. Воздух невидимый (прав.)

11. сахар не растворяется в воде (неправ.)

У чистой воды нет цвета – вода бесцветна . Вода не имеет запаха (понюхать) . Мандарин – вода (сравнить запах) . Вода безвкусна – она принимает вкус того, что в нее опускают. Нужно беречь воду, нельзя загрязнять реки и озера.

Воздух не имеет запаха ; если пахнет дымом или газом, это значит, что воздух загрязнен . Немедленно сообщить об этом взрослым.