Вражда между близкими
Бывает особенно
Непримирима
П. Тацит
Нет страшнее возмездия
За безумства и заблуждения,
Чем видеть, как собственные
Дети страдают из-за них
У. Самнер
Пьеса А. Н. Островского “Гроза” рассказывает о жизни провинциальной России XIX века. События разворачиваются в городе Калинов, расположившемся на высоком волжском берегу. На фоне великолепной красоты природы, царственного спокойствия, происходит трагедия, нарушившая спокойную жизнь этого города. Не все так благополучно в Калинове.

Здесь, за высокими заборами, царствует домашний деспотизм, льются никому не видимые слезы. В центре пьесы жизнь одной из купеческих семей. Но таких семей в городе сотни, а по всей России миллионы. Однако так устроена жизнь, что все соблюдают определенные законы, правила поведения, и любое отступление от них является позором, грехом.
Главное действующее лицо в семье Кабановых – мать, богатая вдова Марфа Игнатьевна. Именно она диктует в семье свои порядки и командует домочадцами. Не случайно и ее фамилия – Кабанова. В этой женщине есть что-то животное: она необразованна, но властна, жестока и упряма, требует, чтобы ей все подчинялись, чтили устои домостроя и соблюдали его традиции. Марфа Игнатьевна – сильная женщина. Она считает семью самым главным, основой общественного порядка и требует безропотного повиновения своих детей и невестки. Однако она искренне любит своих сына и дочь, и об этом говорят ее реплики: “Ведь от любви-то родители и строги к вам бывают, все думают добру научить”. Кабаниха снисходительна к Варваре, отпускает ее погулять с молодежью, понимая, как несладко ей придется в замужестве. Но на свою сноху Катерину сыплет постоянные упреки, контролирует каждый ее шаг, заставляет Катерину жить так, как сама считает правильным. Возможно, она ревнует невестку к своему сыну, поэтому так неласкова с ней. “С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу”, – говорит она, обращаясь к Тихону. А он не в силах возразить своей матери, так как человек слабохарактерный, воспитан в послушании, уважает мнение своей матери. Обратим внимание на реплики Тихона: “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!”; “Я, маменька, из вашей воли ни на шаг” и т. д. Однако это лишь внешняя сторона его поведения. Он не хочет жить по законам домостроя, не хочет сделать жену своей рабой, вещью: “Да зачем же бояться? С меня и того довольно, что она меня любит”. Тихон считает, что отношения между мужчиной и женщиной в семье должны строиться на принципах любви и взаимопонимания, а не на подчинении одного другому. И все же он не может ослушаться властной матери и заступиться за любимую женщину. Поэтому Тихон и ищет утешение в пьянстве. Мать своим властным характером подавляет в нем мужчину, делая слабым и беззащитным. Тихон не готов исполнять роль мужа, защитника, заботиться о семейном благополучии. Поэтому в глазах Катерины он ничтожество, а не муж. Она и не любит его, а лишь жалеет, терпит.
Сестра Тихона Варвара намного сильнее и смелее своего брата. Она приспособилась к жизни в доме матери, где все держится на обмане, и теперь живет по принципу: “Делая что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Варвара тайком от матери встречается со своим возлюбленным Кудряшом, не отчитывается перед Кабанихой за каждый свой шаг. Однако ей проще жить – незамужняя девушка свободна, и поэтому ее не держат под замком, как Катерину. Варвара пытается объяснить Катерине, что в их доме без обмана жить нельзя. Но жена ее брата неспособна к этому: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”.
Катерина чужая в доме Кабановых, здесь все для нее “будто из-под неволи”. В родительском доме ее окружала любовь и ласка, она была свободна: “…что хочу, бывало, – то и делаю”. Ее душа подобна птице, она должна жить в свободном полете. А в доме свекрови Катерина будто птица в клетке: она тоскует в неволе, терпит незаслуженные упреки свекрови и пьянство нелюбимого мужа. У нее даже нет детей, чтобы подарить им свою ласку, любовь, внимание.
Спасаясь от семейного деспотизма, Катерина ищет опору в жизни, такого человека, на которого она могла бы положиться, по-настоящему полюбить. И поэтому слабый и безвольный племянник Дикого Борис становится в ее глазах идеалом мужчины, непохожим на ее мужа. Она будто не замечает его недостатков. Но Борис оказался человеком, неспособным понять Катерину, так же самоотверженно ее полюбить. Ведь он бросает ее на растерзание свекрови. И Тихон выглядит намного благороднее Бориса: он все прощает Катерине, потому что по-настоящему ее любит.
Поэтому самоубийство Катерины – это закономерность. Она не может жить под гнетом Кабанихи и простить предательство Борису. Эта трагедия всколыхнула тихую жизнь провинциального города, и даже робкий безвольный Тихон начинает протестовать против матери: “Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы…”
На примере семьи Кабановых мы видим, что отношения в семье нельзя строить по принципу подчинения слабых сильному, домостроевские устои разрушаются, власть самодержцев проходит. И даже слабая женщина может бросить вызов этому дикому миру своей смертью. И все же я считаю, что самоубийство – не лучший выход из создавшейся ситуации. Катерина могла бы поступить и по-другому. Например, уйти в монастырь и посвятить свою жизнь служению Богу, ведь она очень религиозная женщина. Но героиня выбирает смерть, и в этом и ее сила, и ее слабость.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Нравы дома Кабановых в драме А. Н. Островского “Гроза”

Другие сочинения:

  1. Гроза – явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким “глотком свежего воздуха”, новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX Read More ......
  2. Основой конфликта пьесы А. Н. Островского “Гроза” является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает “темное царство” города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние. Что же представляет собой это “темное Read More ......
  3. сегодняшний день! Гроза – явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким “глотком свежего воздуха”, новым взглядом на жизнь стала в литературе Read More ......
  4. Главная героини драмы А. Н. Островского “Гроза” – Катерина Кабанова – представляет собой “истинно русский образ женщины”, по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке Read More ......
  5. А. Н. Островский вошел в русскую литературу как “Колумб” патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым Read More ......
  6. Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире. Н. А. Добролюбов. Драма “Гроза” А. Н. Островского – одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за Read More ......
  7. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, по праву считают “певцом купеческого быта” и отцом русского национального театра. Он создал около 60 пьес, самыми известными из которых являются – “Бесприданница”, “Лес”, “Свои люди – сочтемся”, “Гроза” и многие другие. Read More ......
  8. Персонажей драмы А. Н. Островского “Гроза”, по разным признакам, можно разделить на несколько групп: на представителей “темного царства” и тех, кто противостоит им; на хозяев города Калинова и их потакателей; на представителей старого и молодого поколений и т. д. Так, Read More ......
Нравы дома Кабановых в драме А. Н. Островского “Гроза”

Вражда между близкими
бывает особенно
непримирима
П. Тацит
Нет страшнее возмездия
за безумства и заблуждения,
чем видеть, как собственные
дети страдают из-за них
У. Самнер

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной России XIX века. События разворачиваются в городе Калинов, расположившемся на высоком волжском берегу. На фоне великолепной красоты природы, царственного спокойствия, происходит трагедия, нарушившая спокойную жизнь этого города. Не все так благополучно в Калинове. Здесь, за высокими заборами, царствует домашний деспотизм, льются никому не видимые слезы. В центре пьесы жизнь одной из купеческих семей. Но таких семей в городе сотни, а по всей России миллионы. Однако так устроена жизнь, что все соблюдают определенные законы, правила поведения, и любое отступление от них является позором, грехом.
Главное действующее лицо в семье Кабановых – мать, богатая вдова Марфа Игнатьевна. Именно она диктует в семье свои порядки и командует домочадцами. Не случайно и ее фамилия – Кабанова. В этой женщине есть что-то животное: она необразованна, но властна, жестока и упряма, требует, чтобы ей все подчинялись, чтили устои домостроя и соблюдали его традиции. Марфа Игнатьевна – сильная женщина. Она считает семью самым главным, основой общественного порядка и требует безропотного повиновения своих детей и невестки. Однако она искренне любит своих сына и дочь, и об этом говорят ее реплики: «Ведь от любви-то родители и строги к вам бывают, все думают добру научить». Кабаниха снисходительна к Варваре, отпускает ее погулять с молодежью, понимая, как несладко ей придется в замужестве. Но на свою сноху Катерину сыплет постоянные упреки, контролирует каждый ее шаг, заставляет Катерину жить так, как сама считает правильным. Возможно, она ревнует невестку к своему сыну, поэтому так неласкова с ней. «С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу», - говорит она, обращаясь к Тихону. А он не в силах возразить своей матери, так как человек слабохарактерный, воспитан в послушании, уважает мнение своей матери. Обратим внимание на реплики Тихона: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»; «Я, маменька, из вашей воли ни на шаг» и т.д. Однако это лишь внешняя сторона его поведения. Он не хочет жить по законам домостроя, не хочет сделать жену своей рабой, вещью: «Да зачем же бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Тихон считает, что отношения между мужчиной и женщиной в семье должны строиться на принципах любви и взаимопонимания, а не на подчинении одного другому. И все же он не может ослушаться властной матери и заступиться за любимую женщину. Поэтому Тихон и ищет утешение в пьянстве. Мать своим властным характером подавляет в нем мужчину, делая слабым и беззащитным. Тихон не готов исполнять роль мужа, защитника, заботиться о семейном благополучии. Поэтому в глазах Катерины он ничтожество, а не муж. Она и не любит его, а лишь жалеет, терпит.
Сестра Тихона Варвара намного сильнее и смелее своего брата. Она приспособилась к жизни в доме матери, где все держится на обмане, и теперь живет по принципу: «Делая что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Варвара тайком от матери встречается со своим возлюбленным Кудряшом, не отчитывается перед Кабанихой за каждый свой шаг. Однако ей проще жить – незамужняя девушка свободна, и поэтому ее не держат под замком, как Катерину. Варвара пытается объяснить Катерине, что в их доме без обмана жить нельзя. Но жена ее брата неспособна к этому: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».
Катерина чужая в доме Кабановых, здесь все для нее «будто из-под неволи». В родительском доме ее окружала любовь и ласка, она была свободна: «…что хочу, бывало, - то и делаю». Ее душа подобна птице, она должна жить в свободном полете. А в доме свекрови Катерина будто птица в клетке: она тоскует в неволе, терпит незаслуженные упреки свекрови и пьянство нелюбимого мужа. У нее даже нет детей, чтобы подарить им свою ласку, любовь, внимание.
Спасаясь от семейного деспотизма, Катерина ищет опору в жизни, такого человека, на которого она могла бы положиться, по-настоящему полюбить. И поэтому слабый и безвольный племянник Дикого Борис становится в ее глазах идеалом мужчины, непохожим на ее мужа. Она будто не замечает его недостатков. Но Борис оказался человеком, неспособным понять Катерину, так же самоотверженно ее полюбить. Ведь он бросает ее на растерзание свекрови. И Тихон выглядит намного благороднее Бориса: он все прощает Катерине, потому что по-настоящему ее любит.
Поэтому самоубийство Катерины – это закономерность. Она не может жить под гнетом Кабанихи и простить предательство Борису. Эта трагедия всколыхнула тихую жизнь провинциального города, и даже робкий безвольный Тихон начинает протестовать против матери: «Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы…»
На примере семьи Кабановых мы видим, что отношения в семье нельзя строить по принципу подчинения слабых сильному, домостроевские устои разрушаются, власть самодержцев проходит. И даже слабая женщина может бросить вызов этому дикому миру своей смертью. И все же я считаю, что самоубийство – не лучший выход из создавшейся ситуации. Катерина могла бы поступить и по-другому. Например, уйти в монастырь и посвятить свою жизнь служению Богу, ведь она очень религиозная женщина. Но героиня выбирает смерть, и в этом и ее сила, и ее слабость.

    Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает...

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения....

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще...

    В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству,...


Пьеса «Гроза», написанная А.Н. Островским, повествует о людях XIX века и рассказывает о жизни провинциальной России того времени. Основные действия в произведении происходят в городке Калинов, который расположился на высоком берегу Волги. На фоне ослепительной привлекательности окружающей природы и спокойствия произошла трагедия, которая нарушила тихую жизнь этого городка.

Не все так замечательно в Калинове. Тут, в домах людей происходят частые рукоприкладства и крики и льются тяжело скрываемые слезы. Примерно в середине произведения рассказывается о жизни одной из купеческих семей. Конечно, таких семей в городе очень много, а в целой России и того больше. Но наша жизнь устроена так, что все люди соблюдают определенные правила и законы, а любое непослушание их считается или позором, или грехом.

Самый авторитетный человек из семьи Кабановых - это Марфа Игнатьевна, мать и богатая вдова. Это она командует родственниками и вводит в семье свои правила и порядки. Так что и фамилия ей подходит – Кабанова. Эта женщина глупа и необразованна, но очень властна. Марфа очень жестока и упряма, требует, чтобы все выполняли ее правила. Марфа Игнатьевна очень сильная женщина. Она считает, что семья - это самое главное и требует подчинения всех домочадцев. Но женщина очень любит своих детей – сына и дочь. Кабаниха снисходительна к своей дочери Варваре, часто отпускает девушку пообщаться с молодежью, зная, как тяжело дочке будет замужем. Но вот свою сноху Катерину она очень часто упрекает, заставляет девушку жить так, как хочет она, и контролирует каждый ее вздох. Быть может, женщина просто ревнует невестку к своему сыну! Сына ее зовут Тихоном. Человек он слабохарактерный, послушный и очень уважает мнение своей матери. В силу своей слабохарактерности он не может возразить матери, он воспитан в послушании, мнение его матери для него очень важно. По мнению Тихона, каждая семья должна строиться на любви и взаимопонимании, однако ослушаться своей властной матери он не может, как и постоять за себя и свою жену, поэтому ему остается лишь искать утешение в алкоголе. Своим властным характером мать убивает в нем мужчину, делая беззащитным слабаком. Тихон не может исполнять роль мужа и защитника своей семьи, не умеет заботиться о семейном благополучии. В глазах Катерины он выглядит полным ничтожеством, а не мужем. У нее нет любви к нему, она его жалеет лишь и терпит.

Варвара, сестра Тихона, гораздо смелее и сильнее брата. Девушка тайно от матери гуляет со своим любимым Кудряшом и не отчитывается перед Марфой за каждый свой шаг. Несомненно, ей проще жить, чем Катерине. Варвара вечно пытается достучаться до Катерины и объяснить ей, что в их доме невозможно выживать без обмана. Но Катерина не умеет лгать.

Катерина всегда была чужой в этом доме, она здесь словно как в тюрьме, и все происходит против ее воли. В родном доме ее окружала ласка и любовь, которую она заслуживала. А в доме Кабанихи Катерина живет, словно птица в клетке: в неволе ей тоскливо, она терпеливо сносит пьянство нелюбимого мужа и незаслуженные упреки свекрови. И детей у нее нет, ей некому подарить любовь и ласку.

Спасаясь от этого ужаса, Катерина ищет такого человека, который мог бы стать ей опорой, ее защитником, она ищет настоящую любовь. И из-за этого безвольный и слабый Борис, племянник Дикого, стал в ее глазах наилучшим мужчиной, идеалом, непохожим на ее мужа. Она словно не видит его недостатков. Но Борис не сумел полюбить Катерину. И Тихон нам видится намного лучше и благороднее его. Тихон все позволяет Катерине, так как любит ее.

Из-за этого самоубийства Катерины и следовало ожидать. Она больше не может выживать под властью Кабанихи. Эта трагедия растормошила спокойную жизнь этого города, и даже трусливый Тихон начал идти против воли матери.

Пример семьи Кабановых показывает нам, что нельзя строить отношения в семье по принципу подчинения слабого человека сильному. Рушатся домостроевские устои, проходит власть самодержцев. Слабая женщина бросает своей смертью вызов дикому миру. Однако самоубийство является не лучшим выходом из сложившейся ситуации. Катерина могла сделать другой выбор. Например, она могла уйти в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Богу, она ведь была очень набожной. Однако героиня избирает смерть, что становится ее силой и одновременно ее слабостью.

Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского «Гроза» Гроза - явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким «глотком свежего воздуха», новым взглядом на жизнь стала в литературе серединывека пьеса А. Н. Островского «Гроза». Великая русская река, самобытный народ, живущий на ней, дали автору богатый творческий материал. Драма прозвучала как трагический голос времени, как крик народной души, не желающей больше терпеть гнет и неволю. В «Грозе» Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семей-но-бытового конфликта в купеческой среде. Но осознал он этот конфликт в его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра. Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов назвал «темным царством». Сонное, спокойное, размеренное существование. Большую часть времени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками неторопливо едят, занимаются какими-нибудь домашними делами, спят. «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам жители неторопливо, чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». У обывателей Калинова нет стремления к познанию культуры, науки, их не интересуют новые идеи и мысли. Люди суеверны, покорны, по их мнению, «и Литва с неба упала». Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». «По немощи своей» они далеко не ходили, но «слыхать - много слыхали». Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. Автор подчеркивает, что из-за наживы купцы портят друг другу торговлю, постоянно ссорятся между собой, вредят своим вчерашним друзьям: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Борис не осмеливается защитить себя от оскорблений Дикого, так как по завещанию он может получить наследство только при условии, если будет почтителен к своему дяде. Характер Дикого - это новое и значительное проявление внутренней инертности и косности русской буржуазии. Дикой - сила. Власть его денег в условиях маленького города достигает уже таких пределов, что он позволяет себе «потрепать по плечу самого городничего». В списке действующих лиц «Грозы» Савел Прокофьевич Дикой назван «значительным лицом в городе». Такова же и Марфа Игнатьевна Кабанова. Хозяева жизни, властители и владельцы. На их примере показана власть денег, достигшая невиданных размеров. Однако Дикой - один из самых богатых людей Калинова - сам опускается до прямого жульничества: «Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Брань, ругань по любому поводу - это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, даже больше того - содержание жизни.

жание жизни. Самодурство Дикого не знает границ. Он не дает спокойно жить своим домашним. Когда хозяин был не в духе, «все прятались по чердакам и чуланам». Однако в типично самодурской логике его есть один интересный момент: ярый ругатель бывает сам не рад своему характеру: «Друг ты мне, а приди ты у меня просить - обругаю». Не правда ли, мы ощущаем, что самодурство Дикого дает трещину? Твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен Кабанова. В отличие от Дикого, она ни-когда не ругается, у нее свои методы устрашения: она, «как ржа железо», точит своих близких, прикрываясь религиозными дог-мами и сожалениями о попранной старине. Она никогда не при- мирится с человеческими слабостями, никогда не пойдет на ком-промисс. Кабанова вся прикована к земле, все ее силы направ-лены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она - блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Кабановой надо, чтобы все казались, все выглядели соответственно ее правилам. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей страшно подумать, что ее правила давно изжили себя. Любовь, сыновнее и материнское чувства не существуют в этом доме, они вытравлены, втоптаны в грязь произволом, ханжеством, злобой. Кабанихе покоя не дает то, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Дикой и Кабанова губительно действуют на окружающих, Отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства, делая их своими рабами. И в этом - главная их вина. Поэтому среди действующих лиц нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру. Молодое поколение «Грозы» представляют Кудряш, Варвара, Борис, Тихон. В отличие от Катерины, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его, каждый в меру своих характеров. Варвара мелка в своих чувствах и запросах. Она - наиболее приспособившаяся из всех. При всей своей неразвитости нашла для себя удобный образ жизни; она обладает необходимым запасом энергии и силы воли, чтобы в своей любви к Кудряшу обходить прямолинейные запреты домостроевского мира. Тихон - незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он по-своему любит Катерину, но совсем не так, как требуют нормы идеальной патриархальной морали. Варвара с Кудряшом ведут разгульную жизнь, Тихон добывает отдохновение лишним стаканом водки, но внешнее почтение перед старшими они соблюдают. Из внешнего мира в пьесе только Борис. Он не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не похож на других жителей города обликом и манерами, но по тому, как он ведет себя, он вполне калиновский. По словам Добролюбова, Борис относится «более к обстановке», не нарушая замкнутости калиновского мира. Но жизнь не стоит на месте, самодуры ощущают, что их власть ограничивается. Добролюбов отмечает: «Все, кажется, по-прежнему, все хорошо: Дикой ругает когохочет.

хочет… Кабанова держит в страхе своих детей… невестку… А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и уже посылает нехорошие видения темному произволу самодурства".

Кабаниха в пьесе «Гроза» является антагонистом главной героини, Катерины. Контрастность персонажей в произведении имеет определяющее значение, раскрывающее его смысл. Героини являются представительницами противоположных полюсов патриархального мира. Если Катерина - это одухотворенность, поэзия, доброта, милосердие, то Марфа Игнатьевна - приземленность, любовь к деньгам, мелочность.

Отношения героини с родными

Невежественная особа, грубая, суеверная, блюстительница старых законов, деспотична, любит поучать и держать всех в страхе - вот такая краткая характеристика Кабанихи. Это богатая купчиха, вдова, мать Варвары и Тихона, свекровь Катерины. Женщина является для домашних, своих родных она постоянно пилит, поучает, пытается сохранить дома старинные порядки и сердится, когда молодежь ее не слушает. Кабанова Марфа Игнатьевна свято верит в то, что порядок можно навести, только если держать всех в страхе.

Характеристика Кабанихи позволяет читателю понять отношение староверов к новому миру. Купчиха вырастила своих детей в страхе, свою власть она желает распространить и на невестку. Она постоянно поучает своего сына, заставляет его наказывать жену, держать ее на коротком поводке. Когда Тихон недоумевает, зачем нужно заставлять Катерину его бояться, ведь она любит его, мать кричит на него. Ведь если невестка мужа своего бояться не будет, то свою свекровь и подавно.

Отношения купчихи с окружающими

Кабаниха регулярно ходит в церковь, окружает себя кликушами, нищим исправно подает милостыню. Со своим кумом Диким купчиха разговаривает на равных. Хоть эти двое и принадлежат к одному миру и поддерживают старые порядки, но характеристика Кабанихи показывает, что женщина все же с презрением относится к самодурству помещика. Марфа Игнатьева действительно держит свою семью в страхе, но она это делает для поддержания порядка в доме, а не из-за буйного характера. К тому же купчиха никогда не будет на людях жаловаться на проблемы в своей семье, как это делает Дикий.

Последняя блюстительница порядка

Образ Кабанихи является воплощением староверия, каких-то средневековых устоев. Купчиха страдает от того, что ее мир потихоньку рушится. Она видит, что молодежь не поддерживает ее, не уважает старые законы, мыслит по-новому. Женщину переполняют какие-то апокалиптические ожидания, она не понимает, что же будет, когда все старожилы вымрут, и некому будет противостоять всему современному. Дом Кабановых является чуть ли не последним оплотом, где почитаются догмы старины.

Характеристика Кабанихи не вызывает жалости к этой героине, хоть в конце пьесы пострадала не только Катерина, но и ее свекровь. Для купчихи страшным ударом было публичное признание невестки, бунт сына и побег из дому дочери. Но эта женщина так и не поняла, что своим непринятием современного мира она привела к гибели Катерину, испортила жизнь Варваре и подтолкнула к пьянству Тихона. От властвования Кабанихи никому не стало лучше. Но этого ей не понять, ведь купчиха даже после стольких несчастий продолжает настаивать на своем.